Шмаргун Ульяна
Паспорт проекта «Мусор и его вторая жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы хотим, чтоб земля расцве-тала,
И росли, как цветы малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души
Введение
Загрязнение мусором — эта одна их главных экологических про-блем современности. С каждым годом Земля все сильнее покрывается от-ходами, а большие площади отводятся под свалки. Именно поэтому в по-следнее время учёные всего мира ищут эффективные способы переработки мусора.
Актуальность
Публикация «Паспорт проекта „Мусор и его вторая жизнь“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные по-знавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, ана-лизировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные спо-собности.
Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, речку, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора.
Дети стали задумываться:
-Откуда берется столько мусора? Как мусор влияет на природу?
-Куда отвозят мусор? Можно ли из мусора сделать, что то полезное и кра-сивое?
Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “му-сорную проблему”, я разработала проект "Мусор и его вторая жизнь».
Тип проекта: познавательно-информационный, информационно – иссле-довательский.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2023г. - январь 2024 год)
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родите-ли).
Цель проекта: Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьёй, средствами проектной деятельности-вторичного использования отходов.
Задачи:
- Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
- Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
- Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
- Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами развивать трудовые навыки и умения.
- формировать представления у родителей о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
Предполагаемое распределение ролей в процессе реализации проекта:
Воспитатель:
- подбирает необходимый материал,
- организует образовательные ситуации,
- организует НОД с целью развития творческого и познавательного мыш-ления у детей,
- привлекает родителей воспитанников к пополнению развивающей пред-метно-пространственной среды группы.
Дети:
- участвуют в познавательной деятельности,
- создают поделки из бросового материала
Родители:
- участвуют в сборе бросового материала и создании поделок из него.
Ожидаемые результаты для детей:
Расширение и закрепление знаний и представлений детей о мусоре и его вреде;
Формирование понимания последствий экологически неграмотного поведения через ознакомление с правилами поведения на природе.
Развитие умений и навыков исследования и наблюдения в процессе знакомства с видами мусора;
Развитие связной речи, обогащение словаря детей, образного и ва-риативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. Проявление детской инициативы и самостоятельности, познавательной ак-тивности.
Совершенствование навыков эстетического восприятия, способности видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой планеты в разное время года.
Ожидаемый результат для родителей:
Повышение интереса к познанию природы родного края;
Расширение кругозора экологических знаний.
Этапы проекта:
I. Организационно-подготовительный этап: сентябрь 2023года.
-изучение теоретического и практического материала по теме проекта;
-разработка тематического плана на год для реализации проекта;
-проведение родительских собраний с целью ознакомления семей воспи-танников с целями и задачами проекта и выяснения их заинтересованно-сти в его реализации;
-пополнение и обновление развивающей предметно-игровой среды в группе согласно возрастным особенностям детей.
II. Основной-практический этап: октябрь 2023-декабрь 2023г.
- проведение просветительской и консультативной работы с детьми и семь-ями воспитанников по данному направлению. Формирование элементар-ных экологических знаний и представлений детей и родителей.
- проведение тематических занятий, бесед, виртуальных экскурсий, мастер классов для воспитанников и их родителей по теме проекта.
- организация и проведение праздников и развлечений.
- организация выставок.
III. Заключительный этап: январь 2024 года.
- изготовление поделок;
- выставка поделок, подведение итогов.
- конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Новая жизнь ненужных вещей».
План реализации проекта
I. Организационно-подготовительный этап:
Сентябрь
Выбор темы, составление плана работы по реализации проекта "Мусор и его вторая жизнь"
1. Наблюдение за тем, как люди ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается?
2. Беседа с детьми: «Помоги родной природе»
3. Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц
4. Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжетов, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плака-тов.
5. Консультация для родителей «Ненужным вещам — новая жизнь». «Поделки из бросового материала».
II. Основной-практический этап:
Октябрь «Природа - наш дом. Что мы знаем о загрязнении окру-жающей среды?»
1. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - «Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока давала бензин»
2. Беседа: «Мусор под ногами опасен».
3. Экологическая акция «Мой чистый двор и детский сад» (привлечение родителей)
4. Провести эксперимент «Что земля «кушает», а от чего она болеет?»
5. Распространение буклетов «Чтоб природу сохранять – мусор надо разделять!»
Ноябрь
«Что такое мусор?»
1. Просмотр презентации (взаимодействие со школой)
-Откуда берется столько мусора? Как мусор влияет на при-роду? -Куда отвозят мусор? Можно ли из мусора сделать,
что-то полезное и красивое?
2. Беседа: «Как уменьшить количество мусора?»
3. Просмотр мультфильма «Жизнь мусора», «Приключе-ние кота Леопольда и его друзей во дворе».
4. Сбор с родителями коллекции предметов, использован-ных ненужных вещей – мусора, (пакеты, одноразовая посу-да, виды бумаги, переработка этих материалов.
Декабрь
«Мусор без сомнения требует деления»
1. Показ презентации «Чтоб природу сохранять – мусор надо разделять» (Взаимодействие со школой)
2. Дидактическая игра «Раздели мусор»
3. Занятие: «Новая жизнь ненужных вещей».
4. Выставка рисунков «Здоровая планета», «Правила пове-дения в природе».
III. Заключительный этап: январь 2023 года
Январь
«Мы защитники родной природы!»
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о мусоре. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
1. Беседа: «Откуда берется и куда девается мусор?»
2. Выставка работ из бросового материала: «Волшебное превращение ненужных вещей»
3. Презентация проекта: «Природа – наш дом» - экологиче-ская акция.
4. Выпуск экологической газеты: «Меньше мусора – больше здоровья»
Вывод:
Чтение художественной литературы, дидактические, сюжетно-ролевые, игры, экскурсии в парк, помогли дошкольникам осознать серьез-ность проблемы мусора.
В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т. п.) или использовать в качестве вторсырья для изго-товления поделок из бросового материала.
Мы расширили знания дошкольников о зависимости мира приро-ды и людей, дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее.
Заключение.
Сколько старых и ненужных вещей хранится у нас дома, с некото-рыми приходиться расставаться, с большим сожалением. Старые вещи, ко-торые сопровождали нас на протяжении какой - то части нашей жизни, так просто не выкинуть. К ним привыкаешь, и кажется, что они обязательно должны ещё пригодиться. Может быть, хотя бы с некоторыми из дорогих сердцу предметов и впрямь не стоит расставаться, а найти им практическое применение.
Поделки из ненужных вещей избавят нас от необходимости расста-ваться мусором. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для совместного творчества взрослых и детей. В наше время дети и родители так мало ма-стерят вместе, вот эта проблема натолкнула меня на проведение выставки «Волшебное превращение ненужных вещей», что позволило активизиро-вать совместную творческую деятельность детей и родителей, и нашла свое отражение в поделках.
Из обычных пластиковых ложек, бутылок, вилок, тарелок, коробок, трубочек, можно создать настоящий шедевр, приложив к этому немного творчества и фантазии.
Родители продемонстрировали свою фантазию, выдумку и творче-ский подход. А сколько было радости у малышей, когда они увидели ре-зультат совместного труда в поделках. Оригинальные работы были вы-полнены из бросового материала, получились яркими, красочными, нарядными.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание до-школьников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитате-ля).
2. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С. 10-12.
3. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная техно-логия экологического образования дошкольников // Дошкольная педаго-гика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
5. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
6. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспита-ния дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998.