Иванова Наталия
Паспорт познавательного проекта «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Моя семья»
o Тип: познавательный.
o Вид: краткосрочный.
o Срок реализации: 05.02 2018 – 15.02.2018гг.
o Участники: Дети, родители, воспитатели.
o Формы и методы работы: игры, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение книг,НОД.
Введение
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
Семья – удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Публикация «Паспорт познавательного проекта „Моя семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Актуальность проекта:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.
При работе с детьми выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем. Кем работают их родители. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках, семейных традициях, праздниках. У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье.
На основании проведенного изучения поставленной проблемы, мы выделяем цель исследования.
Цель исследования: формировать осознанное понимание значимости семьи в жизни ребёнка.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
1. Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, а также сохранению и укреплению семейных ценностей.
Ожидаемые результаты:
1. Владение детьми знаниями о своей семье.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
5. Активное участие родителей в реализации проекта
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с «5февраля» по «15февраля» 2018г.
I. Информационно-накопительный
Определение темы проекта, задач.
Сбор информации по данной теме.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Опрос детей: «Что я знаю о семье»;
II. Организационно-практический
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о семье.
Сбор материала по разным видам деятельности – интеграция образовательных областей (по ФГОС).
Познавательное развитие
НОД
Рисование «Моя семья»
Цель: Вызвать желание нарисовать свою семью
Аппликация «Платочек для бабушки»
Цель: Учить создавать красивую композицию с помощью наклеивания (украшения платочка,вызвать желание сделать приятное бубушке.
Беседы
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю родителям»
«Как мы отдыхаем»
«О членах семьи: мама, папа, бабушка, дедушка и др.»
«Об обязанностях членов семьи дома»
«Моя бабушка»
«Что такое хорошо, а что такое плохо»
«Я и моя семья»
«Моё любимое занятие»
«Права и обязанности семьи»
«Мое имя»
«Знакомство с профессиями родителей»
«Безопасность в доме»
Дидактические игры:
«Сложи картинку»
«Собери портрет»
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Родственные отношения»
«Чудесный мешочек»
«Назови по имени»
«Профессии»
Физическое развитие
Подвижных игры «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот»;
Пальчиковые игры «Моя семья»
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики»
Речевое развитие
o Заучивание и чтение стихотворений о семье
o Обсуждение пословиц и поговорок
o Отгадывание загадок, прочтение художественных произведений о семье:
o «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
o «Гуси-лебеди»
o «Синяя чашка» М. Матвеева
o «Теплый хлеб» К. Паустовский
o «Сказка об умном мышонке» С. Маршак
o «Цветик-семицветик» В. Катаев
o «Мамина работа» Е. Пермяк
o «Чем пахнут ремесла» Д. Родари
o «Мамина дочка» В. Белов
o «Косточка» К. Ушинский
o «Старый дед и внучек» Л. Толстой
o «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
o «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
o «Похищенное имя» Шорыгина Т. А.
o З. Александрова “Посидим в тишине»;
o «Мамина работа» Е. Пермяк
Развитие речи «Группировка предметов» (одежда, обувь, головные уборы)
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Социально-коммуникативное развитие
Упражнения:
«Кем ты приходишься своим родителям?»
«Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…»
«Скажи ласково!»
Игры
«Кто у нас какой?», «Мальчики и девочки», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Моя семья»
Аппликация «Платочек для бабушки»
Музыка:
«Взрослые и дети», «Как люблю тебя я мама», «Мой любимый папа», «Три желания» - группа Непоседы
Работа с родителями
Создание альбома «Любимое блюдо нашей семьи».
Семейная стенгазета «Наши дни рождения».
Консультации
«Играйте вместе с детьми»,
«Как сохранить семью крепкой и дружной?»,
«10 заповедей для родителей»
«Десять правил воспитания ребенка»
III. Завершающий
Выставка продуктов детской деятельности.
Обработка результатов по реализации проекта
Стенгазета на тему «Наши дни рождения».
Альбом с фотографиями «Любимое блюдо нашей семьи».
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов проекта.
Вывод: Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Совместно с детьми оформлялась стенгазета с фотографиями дней рождения детей, альбом с семейными блюдами, заучивались пословицы о семье. Ребята рисовали членов своей семьи, делали платочек для бабушки. Детям читались сказки, проводились различные игры по данной теме.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети очень любят свою семью и отражают свои впечатления через различные виды деятельности. Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваясь к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и в процесс развития дошкольного учреждения.