Кравцова Виктория Георгиевна
Проект «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ с помощью фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №74 «Звёздочка»
Паспорт проекта «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ с помощью фольклора»
Тип проекта социально-значимый.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Проекты
- Темочки
Участники проекта Воспитатели, дети и родители группы, педагог – психолог, медицинский работник, методист ДОУ.
Автор проекта Кравцова Виктория Георгиевна
Срок реализации Долгосрочный (1 учебный год)
Актуальность разработки и реализации проекта Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период через продуманную систему педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Краткое описание проблемы, на решение которой направлен проект
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. Процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей, т. к. ребенок входит в новую для него среду, что сопровождается единством требований к малышу – режимом дня. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Цель проекта Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях группы ДОУ, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи 1. Изучение методической литературы по теме адаптации детей к ДОУ
2. Оценка РППС на соответствии возрастным особенностям.
3. Оформление картотек игр, картотеки малых фольклорных форм, составление сказок, релаксационных упражнений.
4. Анализ родительской методической компетенции родителей к адаптации через анкетирование, консультации, индивидуальные беседы.
5. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
6. Работа с родителями по теме адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
7. Разработать план-график мероприятий по реализации проекта
8. Подвести итоги реализации проекта, наметить пути перспективного развития.
9. Итоговая диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта (количественные, качественные) Результат-продукт (количественные)-
• Разработанный проект
• Разработанный план мероприятий и совместной деятельности педагогов и родителей по реализации проекта
• Картотека игр, малых фольклорных форм, сказок, релаксационных упражнений.
• Обогащение РППС
• Для родителей – консультации по данной теме проекта, анкеты, подборка советов.
Результат-эффект (качественные)
• Повышение уровня активности родителей в жизни сада и группы.
• Повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей в вопросах возрастных особенностей и потребностей детей раннего возраста
• Успешная адаптация всех детей группы в детском саду; повышение стрессоустойчивости детей, снижение заболеваемости.
• Тесное сотрудничество с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий.
• Снижение заболеваемости у детей во время адаптации к детскому саду.
Этапы реализации проекта 1. Ос
2.
Подготовительный этап
Педагоги – родители:
• Организационная встреча с родителями, ознакомление с содержанием проекта, распределение обязанностей.
• Подбор художественной литературы и иллюстрационных материалов.
• Проведение анкетирования родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад»
• Составление социального паспорта группы (анкетирование родителей)
Педагоги – педагоги:
• Подбор и анализ методической литературы по работе с детьми в адаптационный период.
• Разработка проекта «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ с помощью фольклора»
• Составление плана работы и подбор методик работы с детьми раннего возраста в адаптационный период.
• Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
Педагоги – дети:
• Знакомство с детьми, с детским садом, друг с другом.
• Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
Основной этап
Педагоги - Родители:
• привлечение родителей к участию в оснащении РППС в соответствии с возрастными особенностями.
• изготовление и оформление в книжном уголке выставки книг необходимых иллюстраций и наглядных пособий для картотеки игр, сказок и фольклорных форм.
• Оформление информационных стендов для наглядной агитации «Полезные советы для заботливых родителей».
• взаимодействие с родителями и их консультирование в вопросах возрастных особенностей детей раннего возраста и особенностями адаптации.
• Оформление папки - передвижки (Детский фольклор – первая ступень)
• Оформление стенда для родителей с консультациями (Чему обучается ребенок в коммуникативной игре, Роль фольклора, Сказкотерапия, рекомендации по составлению сказки с детьми, Роль коммуникативной игры для детей раннего возраста)
• Групповое и индивидуальное консультирование родителей — повышение психолого — педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр. (Памятка по использованию фольклорных форм, Чему обучается ребенок в коммуникативной игре)
• Оформление и обновление предметно-развивающей среды (создание разных видов театров, атрибутов для игр: картинки, игрушки)
• Воспитатели:
• реализация плана мероприятий и совместной деятельности педагогов и родителей.
• взаимодействие воспитателей с педагогом-психологом (консультация для воспитателей в вопросах использования игровых приёмов для снятия эмоционального напряжения детей в период адаптации)
• Взаимодействие воспитателей с медицинским работником (анализ заболеваемости детей в период адаптации)
• взаимодействие воспитателей друг с другом в деятельности по реализации данного проекта
• создание картотек игр, сказок и фольклорных форм для детей.
• Разучивание с детьми потешек, чтение русских народных сказок
• взаимодействие с воспитателями группы и педагогом – психологом в вопросах возрастных особенностей детей раннего возраста и особенностями адаптации.
• Дети:
• Заполнение листов адаптации (контроль с помощью «листа адаптации», где отмечаются в контрольные дни 1, 2,3,4,8,16,32 дни, при необходимости 64 день, по методике Печоры).
• Проведение коммуникативных игр (Зеркало; Раздувайся, пузырь; Сорока – ворона; Ладушки и др.)
• Использование фольклора (в режимных моментах, сюрпризные моменты.
• Заучивание стихотворений, потешек (знакомство и разучивание потешек, которые формируют эмоциональный контакт и доверие детей к воспитателю)
• Применение театрализованной деятельности в течении дня (Игры- инсценировки, пальчиковый театр, конусный, би-ба-бо)
Заключительный этап
Дети.
Цель: ознакомление с театром.
• РППС
• пополнение театрализованного уголка (новыми видами театра).
• Обогащение методической копилке.
* картотека малых народных форм (потешки, пистушки и тд)
*коммуникативных игр для адаптации.
*подборка терапевтических сказок для адаптации детей.
• Подборка консультации для родителей.
• Подборка методических материалов для педагогов по теме «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ с помощью фольклора».
• Итоговое анкетирование (опрос) родителей «Наши детки подросли».
• Презентация и защита проекта на совете педагогов
• Демонстрация конченого продукта проекта : картотека коммуникативных игр, картотека сказок, картотека малых фольклорных форм.
• Подведение итогов проекта, устойчивости, перспектив развития
• Демонстрация театрализованной деятельности для родителей
Продукты проекта Данный проект имеет своё продолжение, так как данная тема будет являться актуальной всегда с приходом вновь прибывших детей в детский сад. Рассмотренные аспекты показывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Перспективами развития нашего проекта намечены следующие пункты: - более тесное сотрудничество с родителями, проведение игровых семинаров, консультаций, разработка рекомендаций; - создание новых средств для облегчения адаптации; - создание психофизической карты особенностей ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья; - распространение опыта между воспитателей других групп, детских садов.
Список использованной литературы
1. Бабенко А. Помочь ребенку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. / Ежемесячный метод. Журнал №11. – М. :Просвещение,1990.
2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие: Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
3. Бережнова О. В. Детский фольклор : Учебно-методическое пособие. – Орел: Печатная, 2006. - 36 с.
4. Бережнова О. В. Детская литература и фольклор : Методические рекомендации. – Орел: Печатная, 2007. - 48 с.
5. Бережнова О. В. Устное народное творчество в учебно-воспитательном процессе детского сада. Методическое пособие. – Орел: Печатная, 2008. - 52 с.
6. Бережнова О. В. Развитие речи дошкольников средствами фольклора : Методические рекомендации. – Орел: Печатная, 2009. - 100 с.
7. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения. / Ученые записки Орловского государственного университета // Научные труды научно-исследовательского центра педагогики и психологии. – Орел: 2006. - 5 с.
8. Брэдвей Л., Хил Б. А. Ребенок от 3 до 7 лет. - М. : ЮНВЕС,1997. - 160с.
9. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. – М. :Просвещение,1983. - 80с.
10. Галанов А. С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. – М. : Школьная Пресса,2002. - 120с.
11. Григорян М. В детский сад (как нужно готовить ребёнка к детскому саду). // Журнал «Работница» :2007. №8. 20-24с.
12. Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 2008. №11. 47-49с.
13. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. 1988. №9. 71-76с.
14. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 1998. №4. 2-9 с.
15. Картушина М. Ю. Народные праздники в детском саду. – М. :ТЦ Сфера,2007, 320с.
16. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М. : АРКТИКИ, 2005, 144с.
17. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2000.
18. Косенюк Р. Р. Педагогическая поддержка детей раннего возраста // Социально-педагогическая работа. В помощь педагогу. 2007. №9. 27-31с.
19. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2006. №1. 34-36 с.
20. Кощеева З. В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие – Мн. : 2006. - 68с.
21. Левко А. И. Детство как социально-педагогическая проблема // Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы: Материалы международной конференции. – Брест,2004. -121-125 с.
22. Лямина Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1981. - 224с.
Отчёт о реализации проекта «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ с помощью фольклора»
Проект разработан Кравцовой Викторией Георгиевной –воспитателем группы раннего возраста МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №74 «Звёздочка»
Сроки реализации проекта с 1 сентября 2024 по 15 мая 2024года
Результаты проекта представлены на педагогической гостиной в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №74 «Звёздочка» 20.05.2024г.
Участники проекта : Воспитатели, дети и родители группы, педагог – психолог, медицинский работник, методист ДОУ.
Продолжительность проекта : 1 учебный год
Тип проекта : социально-значимый
Место проведения: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №74 «Звёздочка», группа раннего возраста.
В результате реализации проекта достигнуты следующие результаты:
Разработанный план мероприятий и совместной деятельности педагогов и родителей по реализации проекта
Картотека игр, малых фольклорных форм, сказок, релаксационных упражнений.
Обогащение РППС (наглядные пособия, атрибуты для игр и сказок)
Подборка консультаций и советов для родителей
Подведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов, распространение опыта. https://www.maam.ru/users/2315990
Продукты реализации проекта следующие :
Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
Повышение уровня активности родителей в жизни сада и группы.
У родителей сложится эмоционально положительное отношение к детскому саду; будет стремление родителей к сотрудничеству.
Повышение педагогической компетентности воспитателей и родителей в вопросах возрастных особенностей и потребностей детей раннего возраста
Повышение стрессоустойчивости детей, снижение заболеваемости
Дети легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами; сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Воспитатель Кравцова В. Г.
Заведующий МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад №74» Савченко Е. В.