Оксана Голоухова
Паспорт проекта «Новый год»
ПРОЕКТ «В ожидании чуда …»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всё готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Публикация «Паспорт проекта „Новый год“» размещена в разделах
Тип проекта : творческий, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный проект (3 недели).
Участники проекта : воспитатели,дети, их родители, музыкальный руководитель.
Возраст детей: средняя группа.
Обоснование проблемы:
На прогулке обратили внимание детей, что некоторые окна в детском саду и близлежащих домах украшены снежинками и узорами. Вопрос детям: почему украсили окна, и к какому празднику готовятся люди? А вы хотите тоже украсить нашу группу к Новому году и узнать про этот праздник?
В группе встал вопрос, как узнать, сколько дней осталось до Нового года, что нам необходимо сделать. Так появился «Календарь ожидания Новогоднего праздника».
Цель проекта : формировать понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Нового года.
Задачи проекта :
• Разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
• Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок, фотогазеты про Новый год).
• Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
• Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
• Побуждать интерес к предполагаемой деятельности.
• Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей.
• Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств.
• Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
• Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
Методы проекта :
• Наглядные
• Игровые
• Словесные
Формы организации проекта :
• познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
• дидактические игры;
• рассматривание иллюстраций;
• беседы;
• подвижные игры: «Снежки», «Догони зайчика», «Снежная карусель», «По снежному мостику», «Снежиночки-пушиночки», «Найди снегурочку!», «Берегись, заморожу». Пальчиковые игры: «Зайчики», «Зимняя прогулка»;
• дыхательные игры: «Подуй на снежинку», «Подуй на снежок», «Снегопад».
Формы работы с родителями:
• привлечение родителей в подготовке к Новогоднему утреннику;
• информация в родительский уголок: Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников», «Новый год для детей : Как устроить праздник».
• изготовление украшений для оформления группы к Новогоднему празднику.
Виды деятельности:
• речевая;
• игровая;
• музыкальная;
• творческая;
• изобразительная;
• продуктивная;
• театрализованная;
• совместная и самостоятельная;
• просветительская;
• ознакомление с художественной литературой;
• ознакомление с искусством;
• ознакомление с окружающим;
• формирование временных понятий;
• развитие коммуникативных способностей.
Оборудование и материалы:
• • фотоаппарат;
• • набор для детского художественного творчества (ватман, цветная бумага и картон, клей, фломастеры, цветные карандаши, краски)
• • иллюстрации о празднике Новый год;
• • новогодние украшения;
• разрезные картинки на тему Нового года;
• подбор художественных произведений (сказки про зиму и Новый год);
• сборник загадок, стихов, сказок и рассказов о зиме и Новогоднем празднике;
• конспекты организованной деятельности с детьми: совместная деятельность по познавательному развитию на тему «Новогодний праздник», беседы, праздник «В гостях у Деда Мороза».
Сроки реализации: декабрь.
Ожидаемый результат:
• обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;
• осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый год;
• активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.
• рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
Продукты проекта :
• Оформление группы «Новогодняя сказка».
• Новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза».
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
1. Определение темы проекта.
2. Формулирование цели и задач проекта.
3. Составление плана реализации основного этапа проекта.
4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта.
2. Основной этап:
1. Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых.
2. Познавательно-речевое развитие.
3. Коммуникация:
• составление и изготовление «Календаря ожидания Новогоднего праздника»;
• тематические занятия и беседы «Что такое Новый год», «Правила поведения на празднике», «Какой подарок я хочу на Новый год», «Как украсить дом к Новому году» (Приложение 1);
• составление описательных рассказов по сюжетным картинам «Новогодняя ёлка», «Дед Мороз в гостях у ребят», «Как дети готовились к встрече Деда Мороза», «Зима в лесу»;
• дидактические игры «Кто, где живёт», «Укрась ёлку»;
• описательные загадки про живую и неживую природу зимой (про зверей, сезонные явления, зимние осадки);
• словесные игры «Отгадай и назови», «Что в мешке у Деда Мороза», «Скажи наоборот»;
• подвижные игры «Заморожу», «Замри»;
• традиция: встреча с интересным человеком – музыкальным руководителем на тему: «Скоро, скоро Новый год»;
4. Социально-личностное развитие.
• сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад», «Магазин игрушек»;
5. Чтение художественной литературы (Приложение 2).
• Рассказы, сказки и загадки о зиме и новогоднем празднике;
• познавательные сказки о зимней природе;
• просмотр мультфильмов: «Тимошкина ёлка», «Снеговик-почтовик», «Снегурочка», «Сказка про Новый год», «Дед Мороз и лето», «Когда зажигаются ёлки»;
6. Художественно-эстетическое развитие.
• приглашение на праздник»;
• «Открытки к Новому году»;
• новогодняя гирлянда из варежек;
• елка - ожидания и Снеговик – почтовик из ладошек;
• письмо Деду Морозу «Мой подарок»;
• рисунки и аппликации на новогоднюю тематику «Снег идёт», «Новогодняя ветка», «Новогодняя ёлка», «Гирлянда на ёлку»;
• коллекция «Новогодние открытки»;
• поделки из бумаги (снежинки, животные оригами, флажки, гирлянды);
• символ года в разной технике;
• выставка детских рисунков на Новогоднюю тематику;
• разучивание стихов, песен, танцев про Новый год.
7. Взаимодействие с семьей.
• панно «Пожелание звёзд»;
• конкурс «Эксклюзивная ёлочка»;
• консультация «Готовимся к Новому году»;
• мастер-класс «Новогодняя игрушка»;
• украшение группы.
3. Заключительный этап.
Новогодний праздник «В гости к Деду Морозу».
Приложения.
Приложение 1. Беседы.
«Праздник — это весело!»
Цели: Продолжать знакомить с таким праздником, как Новый год; развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать словарь; воспитывать умение выслушивать рассказы сверстников.
1. Загадывание загадок:
Вот красавица какая
Стоит, светло сверкая.
Как пышно убрана
Скажите, кто она? (Новогодняя елка).
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод -
Это праздник… (Новый год)
Кто раскрасил щеки детям
В красный цвет зимой, не летом?
А кто щиплет их за нос?
Угадали? (Дед Мороз)
2.- Ребята, как вы думаете, какой приближается праздник?
- Почему вы так решили?
- Новый год один из самых веселых и любимых праздников во всем мире. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года. К Новому году очень долго готовятся, ждут подарков.
- Скажите, а как люди готовятся к празднику?
- Подготовка к Новому году начинается задолго до праздника. Открываются праздничные базары, где можно купить различные игрушки, сувениры, украшения, подарки. Украшаются улицы, дома, везде ставят елки и украшают их, изготавливают подарки и открытки своими руками.
3. Показ картинки «Хоровод возле елки»
- Ребята, посмотрите на картинку, что вы на ней видите?
- Как одеты дети?
- Что они делают возле елки?
- Какая елка? Чем украшена?
- Кто пришел на праздник к детям?
- А кто такой Дед Мороз?
- Как он выглядит?
- Дед Мороз – добрый волшебник, толстенький и с белой бородой. Он носит длинную шубу, валенки, меховую шапку, а в руках держит посох и мешок с подарками.
- Кто мне скажет, почему Деда Мороза называют волшебником?
- Для чего ему нужен посох?
- Если Дед Мороз подует на окно – окно покроется волшебным ледяным узором. А если Дед Мороз махнет рукавом или тряхнет варежкой – то пойдет снег. У него есть волшебный посох, к чему он не прикоснется этим посохом, все замерзает.
- Ребята, а вы знаете, где живет Дед Мороз?
-Живет он в городе Великий Устюг. Там для него построен дворец из дерева и стекла. Вместе с ним живет внучка Снегурочка и его помощники. У Деда Мороза есть своя мастерская.
- Как вы думаете, для чего ему нужна мастерская?
- В ней он вместе со своими помощниками целый год изготавливает игрушки, подарки для детей.
- Ребята, а как Дед Мороз узнает, какой подарок хотят получить от него дети на Новый год?
- Деду Морозу можно написать письмо, а письмо отправить по почте или положить на окно на ночь. А ночью помощники Деда Мороза возьмут его и отнесут к нему во дворец.
- Всегда ли он может подарить то, что они хотят? Почему?
Дед Мороз смотрит в свою волшебную книгу, сколько хороших поступков было у детей, и заслуживают ли они те подарки, которые просили. Еще он никогда не подарит опасные, острые предметы. Есть такие подарки, которые Дед Мороз не может подарить без разрешения родителей, например, котенок или щенок. А еще он не может дарить все-все-все, что хочет ребенок, потому что есть и другие дети, которые тоже хотят получить подарки.
«Как люди в Новый год поздравляют друг друга?»
(Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т. д.). «Для чего люди дарят друг другу подарки?»
Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник. К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов. Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья.
Новый год — праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года.
Приложение 2. Художественная литература.
Что такое Новый год.
Что такое Новый год?
Это дружный хоровод
Это шутки, смех и пляски
Это песни, игры, сказки
Это Дедушка Мороз
Нам морозит щеки, нос!
Это лыжи и коньки,
Это горки и снежки
Это смех ребят веселый
Это пляски возле елки.
Это праздник веселых затей
Праздник счастья для детей.
Елка.
Вырастала ёлка
В лесу на горе.
У неё иголки
Зимой в серебре.
У неё на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
Жил под ёлкой зайка
С зайчихой своей.
Прилетела стайка
Чечёток с полей.
Приходили к ёлке
И волки зимой.
Увезли мы ёлку
Из леса домой.
Нарядили ёлку
В новый наряд -
На густых иголках
Блёстки горят.
Началось веселье,
Песни да пляс.
Хорошо ли, ёлка,
Тебе у нас?
Трутнева Е. Ф.
Новогоднее.
Наступает Новый год.
Что он людям принесет?
У каждого, кто трудится,
кто честен, добр и смел,
пускай желанье сбудется,
чего б он не хотел.
Строитель хочет строить дом
на радость новосёлам,
чтоб каждый становился в нём
счастливым и весёлым.
О чём мечтает садовод?
В его мечтах весь мир цветёт.
И люди, глядя на цветы,
становятся добрей.
Пусть эти славные мечты
исполнятся скорей. Серова Е.
«Платье для ёлки».
Перед праздником зима для зелёной ёлки
Платье белое сама сшила без иголки.
Отряхнула белый снег ёлочка с поклоном
И стоит красивей всех и платьице зелёном.
Ей зелёный цвет к лицу, ёлка знает это.
Как она под Новый год хорошо одета!
Т. Волгина.
Дело было в январе.
Дело было в январе, стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки бродили злые волки.
Вот как-то раз ночной порой, когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперёд и прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки, повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат висят на ёлке и молчат -
Обманули волка. Дело было в январе, -
Подумал он, что на горе украшенная ёлка.
Загадки.
Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый Год —
Ребята будут рады.
Хлопот веселых
Полон рот:
Готовят ей наряды.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник?.
(Новый год)
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)
Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки.
Руки - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?
(Снежная баба)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз, зима)
Кто с огромнейшим мешком,
Через лес идёт пешком.
Может это Людоед?
- Нет.
Кто сегодня встал чуть свет
И несёт мешок конфет.
Может, это ваш Сосед?
- Нет.
Кто приходит в Новый год
И на ёлке свет зажжёт?
Включит нам Электрик свет?
- Нет.
Кто же это? Вот вопрос!
Ну, конечно. (Дед Мороз)
Вот идет какой-то дед,
В шубу теплую одет.
На плече его - мешок,
В бороде его - снежок.
(Дед Мороз)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я - главная!
(Елка)
Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные. (игрушки)
Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка)
Колёсик простой
Стал лентой витой.
(Серпантин)
Расписные цепи
Эти
Из бумаги клеят
Дети.
(Гирлянды)
В январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный.
(Конфетти)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (снегири).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)
Вокруг шеи свернулся калачик,
От мороза детишек спрячет.
(Шарф)
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их. (лыжи).
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Санки)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.
(Санки)
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки, лед)
Льется речка - мы лежим.
Лед на речке - мы бежим.
(Коньки)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
С неба звезды падают,
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые. (снежинки).
Что за странный человек
Прибыл в двадцать первый век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
(Снеговик)
Зимний дождь
Из звёздочек-малышек
Не стучится в окна,
Не гремит по крыше.
Дождик этот
В воздухе искрится
А потом на землю
Скатертью ложится.
(Снег)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(Мороз)
Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята,
Кто окно разрисовал.
(Мороз)
Почему снег белый.
Было это давным-давно, когда вся наша планета Земля была совсем бесцветная. Жили тогда на свете четыре сестры, четыре великих мастерицы. Звали их Зима, Весна, Лето и Осень. Зима была самая старшая из сестёр и самая мудрая, Весна - самая весёлая и непоседливая, Лето - самая прекрасная и неторопливая, а Осень - задумчивая и печальная. Узнали сестры от перелётных птиц, что Земля - бесцветная планета, и решили её раскрасить, своё мастерство показать. Собрали они побольше баночек с красками и кисточки всех размеров, Зима достала из кармашка Волшебную книгу, прочитала заклинание - и в тот же миг сестры очутились на нашей Земле.
В самом деле, всё вокруг было совершенно бесцветное. Взяли мастерицы свои краски с кисточками и принялись за работу. Даже сестрица Лето почти не отдыхала, даже Весна не прыгала, даже Осень забыла печалиться. Но только вот беда-никак они не могли договориться, что каким цветом раскрашивать. Покрасит Весна какой-нибудь цветочек синим, а Лето его в красный переделает. Весна тут же кричит: "Ах, ты, негодная, зачем всё испортила!" "Не испортила, - отвечает Лето, - а украсила. " И начнут пререкаться, шуметь и ругаться. Тут Зима скорее бежит, их разнимает-успокаивает. И так каждый день. То Осени не по вкусу, как Лето лягушат раскрасила, то Лету не нравится, как у Весны яблоневые цветы получились. Устала Зима от этих ссор, стала думать, чем бы делу помочь. Думала-думала и придумала. Она же была самая мудрая из сестёр. К тому же у неё одной была Волшебная книга.
Вот как-то вечером собрала она всех вместе, и говорит: "Ах, сестрицы мои милые! Не надоело ли нам ругаться и ссориться?" "Ох, как надоело, Зимушка!" - отвечают сёстры. "Вот послушайте-ка, что я придумала," - сказала Зима. Предложила она разделить год на четыре равные части и каждой сестре в своё время Землю раскрашивать. Тогда никто ни с кем спорить не будет, каждая по своему вкусу и характеру всё будет делать. А в конце года можно будет решить, кто же из них самая лучшая мастерица. Обрадовались сё стры: Весна весело запрыгала и в ладоши захлопала, Лето Зимушку нежно обняла, даже грустная Осень улыбнулась. Поделили они краски и кисти поровну, посчитались, кому за кем начинать работать.
Первой выпало Весне красить. Подхватила она свои краски с кисточками и отправилась. Сестрица Лето в тенёчке прилегла отдохнуть, Осень в уголок присела и задумалась, а Зима решила за Весной приглядывать. Знает Зимушка легкомысленный характер своей младшей сестрёнки, боится, как бы та чего-нибудь не напортила из-за своей непоседливости. Смотрит-так и есть: начала Весна ярко-зелёной краской раскрашивать берёзовые листочки, которые из почек выклёвывались, да увидела крупную бабочку и за ней побежала. А берёза так и стоит, наполовину бесцветная. Закричала Зима: "Куда ты, куда? А как же листочки?"-но сестрицы уже и след простыл, только весенний переливчатый смех в воздухе звенит. Нашла тогда Зима у себя точно такую же зелёную краску, стала дальше берёзу раскрашивать. А Весна догнала бабочку, мазнула по ней жёлтым и опять отвлеклась, загляделась на фиалки-они у старого пня распускались. Заканчивает Зима берёзку, а сама примечает, что вокруг делается. Смотрит: бабочка недораскрашеная порхает. Зима-то уже старенькой была, за бабочками бегать ей было трудновато. Дождалась она, пока та на дерево сядет, и целиком её раскрасила. Прекрасная бабочка-лимонница получилась.
. И так всё весеннее время Зима за работой сестрёнки присматривала. Устала Зимушка от этих забот и думает: "Ну, сейчас Лето начнёт красить, она у нас серьёзная, за неё доделывать не придётся, отдохну немного. "
Сестрица Лето основательно за кисточки взялась, всё раскрашивает аккуратно, ничего недокрашенного не оставляет. Только скоро устала она, легла под кустик и задремала. А около пруда утята вылупились, запищали. Увидела это Зимушка, попробовала Лето разбудить, да не смогла. Лето только на другой бочок повернулась и дальше сладко посапывает. А разве можно ждать, пока эта ленивица выспится? Бесцветные утята, того и гляди, потеряются. Взяла Зима свои краски, стала утят раскрашивать. Сестрица Лето потом проснулась, потянулась, поработала-поработала, и стало ей жарко. Опять она в холодке нежится, а в лесу тем временем земляника поспевает, на лугу новые цветы распускаются. Зима целыми днями хлопочет, то ягоды, то цветы, то грибы раскрашивает.
Но вот летнее время закончилось, стала сестрица Осень землю украшать. Да так старательно работает, ни на минуточку не присядет отдохнуть. Посмотрела на неё Зима и думает: "Как славно! Наконец-то у меня будет передышка. " Но только Зима в кресло уселась поудобнее и раскрыла свою любимую книгу, как услышала, что Весна и Лето сердито кричат, а Осень, кажется, горько плачет. Поспешила Зима на шум. "Что случилось?"-спрашивает. Сестрицы Весна и Лето сразу к ней: "Ты смотри, что эта противная Осень делает! Мы такие красивые зелёные цвета для листьев и травы подобрали, а она всё портит. " Бедная Осень рыдает, в два ручья слёзы льются у неё по щекам. Посуровела Зимушка: "Ах, сестрицы мои любезные! Скоро же вы забыли наш уговор! Ведь когда вы красили, Осень вам не мешала! Если будете ругаться да ссориться, я вас мигом домой отправлю и никогда больше Землю раскрашивать не разрешу!" Грозно сверкали у Зимы глаза и уже доставала она из кармашка свою Волшебную книгу. От этих справедливых слов и холодного зимнего блеса смутились Весна и Лето, застыдились, стали у Зимы и Осени прощения просить. А сестрица Осень всё всхлипывает: "Они ведь, Зимушка, все мои любимые жёлтые и красные краски опрокинули. Чем же мне теперь раскрашивать?" Перестала Зима глазами сверкать, погладила Осень по золотистой головке и отдала ей свои баночки с жёлтым, красным, оранжевым. Так вот и получилось, что когда пришло время Зимы, у неё только белая краска и осталась. А с неба снег бесцветный сыплется, и много его летит. Взяла тогда Зимушка свою самую большую кисть, принялась снег и лёд белым раскрашивать, потом взяла тонкую кисточку, стала белые узоры на окнах домов рисовать. И зайца с зайчихой белым раскрасила, и целое семейство куропаток. Работает Зима, не унывает, ещё и песенки поёт. Сначала удивились сестры: почему у Зимы всё белое получается? А потом поняли, в чём дело, собрали, сколько у кого красок осталось, Зиме принесли и низко ей поклонились: "Ах, Зимушка, ты своих сил и красок для нас не жалела, уму-разуму нас учила. Возьми, тут немного осталось, может быть, тебе пригодится!" Улыбнулась Зимушка, ласково на сестриц поглядела. Остатками красной краски она белым куропаткам брови раскрасила, снегирям розовые грудки сделала. Жёлтым цветом маленьким пичужкам королькам яркие шапочки нарисовала. А потом, всё, что оставалось в баночках, на украшение новогодней ёлки потратила.
Как увидели сестры эту ёлочку, так разом ахнули и дружно сказали: "Ну, Зимушка, ты из нас самая великая мастерица!" - и незаметно к хороводу примешались, стали вокруг ёлки кружиться. Весёлый и разноцветный Новый год получился, то-то радовались и дети, и взрослые. А Зимушка около ёлочки стояла, с Новым годом всех поздравляла. И никто не печалился, что снег не цветной, а простой, белый.