Елена Брайнингер
Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наведем порядок на Земле!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно – практико - ориентированный
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : среднесрочный
Срок реализации проекта : три календарных месяца
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, учитель – логопед, родители.
Актуальность:
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности.
Публикация «Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Наведем порядок на Земле!“» размещена в разделах
Основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру закладываются в дошкольном возрасте, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитывать в детях представление о том, что человек обязан заботиться о чистоте окружающей природы.
Вопросы экологической безопасности в условиях функционирования дошкольного учреждения не случайны. Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся донести до детей сведения о том, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Использование вторичного материала - новый подход к данной проблеме. Необычность выбора исходного материала для работ позволяет развивать неординарный подход к решению многих проблем, главная из которых - развитие творческих способностей человека. Одновременно с возможностью создания необыкновенных вещей в работе рассматриваются и вопросы экологического воспитания.
Цель: формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• формировать экологическую грамотность, любознательность, творческие способности;
• уточнять и расширить знания детей об окружающей среде;
• закреплять правила поведения в природе;
• показать отдельные связи и зависимости в жизни природы, во взаимоотношениях между природой и человеком;
• обобщать знания о том, что на Земле много живых существ животных и растений, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля;
• ознакомить детей с новой оригинальной технологией переработки вторичного сырья (использование пакетов, пластиковых бутылочек, фантиков, скорлупы от орехов, дисков, жестяных банок для создания новых предметов)
Развивающие:
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать эмоциональную отзывчивость детей на игровой образ, воображение, фантазию;
• развивать и совершенствовать творческие навыки детей, умение использовать их в партнерской и самостоятельной деятельности.
Воспитательные :
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
• воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
Социальные:
• развивать умение согласовывать действия с другими детьми
• способствовать активизации совместной деятельности взрослых и детей в рамках реализации проекта.
Ожидаемый результат:
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру, совместная продуктивная деятельность воспитателей и детей в конечном итоге будет способствовать экологическому воспитанию дошкольников.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап (январь 2019г.)
2. Основной этап работы (февраль-март 2019г.)
3. Заключительный этап (апрель 2019г.)
Продукт проекта :
Досуг по экологическому воспитанию на тему : «Земля – наш дом, наведем порядок в нем»
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Довести до участников проекта важность данной проблемы.
• Подобрать научно-популярную литературу, иллюстративный материал по теме «Экологическая тревога».
• Подобрать атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
• Подобрать вторичное сырье для продуктивной деятельности детей.
• Составить план мероприятий.
2. Основной этап работы
Познавательное развитие:
• Рассматривание иллюстраций об экологической катастрофе на планете Земля.
• Наблюдения на прогулке за территорией детского сада.
• Экскурсия в детскую библиотеку «Бригантина»
• Организованная образовательная деятельность на тему: «Приведем планету в порядок»
Беседы:
• «Что случится с нашей планетой, если…»
• «Почему у земли платье зеленое»
• «Раздельный сбор бытовых отходов»
• «Взаимосвязь человека и природы»
• «Забота о природе – есть забота о человеке»
• «Вредные вещества, которые наносят вред природе»
Речевое развитие:
Развитие связной речи:
• Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни, в играх.
• Осуществлять словарную работу,
• Активизировать речь детей словами : экология, окружающая среда, отходы, загрязнение и уточняя знания детей об опасности окружающей среды. Развивать память, мышление, воображение.
Чтение научно-популярной и художественной литературы:
• Д. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка»,
• цикл познавательных рассказов «Экологическая тревога».
• Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка)
• Маша и Медведь (Экологическая сказка)
• Нет места мусору (Экологическая сказка)
• Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование: «Посадим лес», «Субботник»
Аппликация: «Маленькие помощники»
Лепка: «Цветы на клумбе»
• Совместная партнерская деятельность взрослых и детей :
Коллективная работа «Цвети, Земля!»
Коллективная работа «На цветущем лугу» (оригами)
Социально – коммуникативное развитие:
• «Садик – наш дом, наведем порядок в нем» -подготовка группы к новому учебному году
Дидактические игры:
• «Собери картинки»
• «Подбери словечко»
• «Куда это выбросить?»
Сюжетно - ролевые игры:
• «На субботнике»
• «Поможем маме сортировать мусор»
Физическое развитие:
• Утренняя гимнастика
• Физкультминутки
• Дыхательная гимнастика
• Спортивные эстафеты
Сотрудничество с родителями:
• Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.
• Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.
• «Субботник» – родители совместно с детьми
Заключительный этап:
• Досуг по экологическому воспитанию на тему : «Земля – наш дом, наведем порядок в нем»
• Участие в общероссийском конкурсе «Алые паруса» в номинации «Лучшая творческая работа» с коллективной работой «Цвети, моя Земля!»
• Участие в Международном творческом конкурсе «Новое поколение» в номинации «Детские исследовательские проекты» с коллективной творческой работой «Наведем порядок на Земле!»
Рефлексия:
В результате работы над проектом дети познакомились с правилами и нормами поведения в природе, научились выявлять взаимосвязи между человеком и природной средой, замечать то влияние, которое они могут оказать на чистоту окружающей среды. Дети уяснили, что бережное отношение к окружающей среде поможет сохранить нашу планету для потомков.
Узнали много интересного о том, как бросовые материалы можно использовать в других целях, не засоряя среду обитания.
Но самое главное - это то, что педагоги своей работой способствовали накоплению детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой, воспитали у детей гуманное отношение к окружающему миру, осуществили комплексный подход через продуктивные виды деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что приобщая воспитанников к продуктивной деятельности с использованием вторичных материалов, загрязняющих окружающую среду, мы привили навыки экологически грамотного поведения в природе, в быту, умение проанализировать свои действия по отношению к окружающей среде, желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.