Наталия Никифорова
Паспорт педагогического проекта «День смеха» (приобщение дошкольников к доступным формам самовыражения в совместной деят.)
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Составили:
Никифорова Н. Н. – педагог-психолог МБДОУ д/с № 4.
Реберг Е. В. – музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 4;
Яковлева Т. Л. – логопед МБДОУ д/с № 4;
Друк Т. А. – инструктор по ф/воспитанию МБДОУ д/с № 4;
Возраст детей: 5-6 лет.
2012 г.
ЦЕЛЬ:
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО ЮМОРА.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать у детей умение выражать свои положительные эмоции.
Публикация «Паспорт педагогического проекта „День смеха“ (приобщение дошкольников к доступным формам самовыражения в совместной деят,)» размещена в разделах
2. Учить чуткому восприятию литературных произведений и умению их драматизировать.
3. Передавать в песенных и танцевальных композициях юмористический характер.
4. Доставить детям мышечную радость с помощью организации подвижных игр и эстафет.
5. Познакомить детей с праздником «День смеха».
6. Доставить им радость и хорошее настроение.
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: сентябрь 2011 – март 2012 гг.
Основная программа, реализуемая в нашем ДОУ – программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга».
Один из разделов программы – «Эмоционально-нравственное воспитание» - направлен на дальнейшее совершенствование эмоциональной и эстетической отзывчивости к действительности (для детей старшего дошкольного возраста).
Один из путей социально-нравственного воспитания состоит в приобщении дошкольников к доступным формам самовыражения в совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми.
В работе с детьми мы заметили, что они не в полной мере понимали юмор в литературных произведениях. Исполняя шуточные музыкальные произведения (частушки, песенки-дразнилки, шуточные танцевальные композиции, дети не всегда воспринимали их эмоционально. Игра на физкультурных занятиях проходила пассивно, не было радости от выполнения физических упражнений. Зачастую не вызывали эмоциональный отклик и картинки-нелепицы, юмористические сюжеты при составлении кубиков и картинок-паззлов.
Выступив на одном из педагогических часов, мы привели данные диагностики эмоционально-волевого развития детей.
Эмоциональная сфера Уровни развития
Высокий Средний Низкий
Сензитивность
(эмоцинальное реагирование на сенсорные воздействия)
12% 19% 69%
Агрессия 33% 41% 26%
Тревожность 17% 26% 57%
И педагоги подтвердили, что есть дети эмоционально-пассивные, беспокойные, агрессивные, которые часто «смотрят и не видят», «слушают и не слышат». Такие дети неадекватно реагируют на явления и воздействия социума.
Поэтому чё тко выявилась ПРОБЛЕМА: дети чаще выражают и понимают отрицательные эмоции, чем положительные, у них недостаточно развито чувство юмора.
ЦЕЛЬ нашего проекта – совершенствование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью разнообразных средств воздействия – логоритмики, психогимнастики, коррегирующей гимнастики, работы с литературными и музыкальными произведениями.
Вся работа делится на три этапа:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ;
II. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ;
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Консультация для педагогов «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»;
Консультация для родителей «ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЁНКА»;
Консультация для родителей «ЮМОР В КОРОТКИХ ШТАНИШКАХ»;
Консультация для родителей «КАК ПОМОЧЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ДЕТЯМ?»;
«Я РИСУЮ МУЗЫКУ» (альбом);
«РИСОВАНИЕ «СМЕШНЫХ ЗЛОДЕЕВ»» (альбом);
II. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ.
Работа по совершенствованию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста прослеживалась в работе всех специалистов ДОУ.
Музыкальный руководитель Реберг Е. В. на музыкальных занятиях учила детей выражать свои эмоции с помощью различных выразительных средств – слушания музыки, пения, танцев. При этом она использовала для развития чувства юмора и положительных эмоций частушки, песенки-дразнилки, шуточные танцевальные композиции, что было продемонстрировано детьми на всех сезонных праздниках, проходящих в детском саду («Праздник осени», «День матери», «Новый год», «Я служу России», «8 Марта» и др.). Екатерина Владимировна проводила интегрированные занятия «Музыка и настроение», на которых дети с помощью изобразительных средств выражали настроение музыкального произведения.
На занятиях по развитию речи логопед Яковлева Т. Л. выбирала литературные произведения и скороговорки с юмористическим смыслом (Д. Хармс, Б. Заходер, Г. Остер, Э. Успенский и др.). Для сезонных праздников разучивала с детьми стихи, шуточные инсценировки. На занятиях по логоритмике логопед и музыкальный руководитель использовали музыкальные игры и ритмические упражнения, содержащие иронию («Лавата», «Дворник», «Отгадай, что это?», «Ёжик в бане», «Про имена», «У тёти-Моти» (игра на координацию движений, «Шёл козёл по лесу» (музыкальная игра на развитие чувства ритма, «Как живёшь?» (ритмическая гимнастика) и др.). На занятиях по развитию связной речи (составление рассказов по серии сюжетных картинок) Татьяна Леонидовна использовала серии забавного характера, а при составлении рассказов и сказок делался акцент на юмористической составляющей текста («Зайчата с морковкой», «Миша в трамвае», «Мишка ждёт гостей» и др.).
Педагог-психолог на занятиях психогимнастики отрабатывала пантомимические этюды на эмоции радости, состояния веселья и смеха («Весёлые клоуны», «Весёлый поросёнок», «Весёлый волк», «Добрый воробей» и др., проводила театрализованные игры, в которых дети исполняли роли героев сказок при помощи мимики и пантомимики («Воробьиные шалости», «Пчёлкины шалости»). На этих же занятиях Наталия Николаевна проводила игры на снятие агрессии – «Воробьиные драки», «Каратист», «Боксёр» (снятие физической агрессии, «Злые-добрые кошки», «Упрямая подушка» (снятие общей агрессии, «Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии, «Жужа» (снятие общей коллективной агрессии). На коррекционных занятиях использовала «Минутки шалости», где дети в течение 1-3 минут могли делать то, что им хотелось – прыгать, бегать, кувыркаться и т. п.
На занятиях по коррегирующей гимнастике инструктор по физическому воспитанию Друк Т. А. подбирала варианты игр и упражнений, которые способствовали развитию воображения у детей («Зверобика», «Совушка», занятие «Джунгли» и др.). И на этих занятиях, и при проведении физкультурных праздников («Весёлые эстафеты», «Весёлые старты», «Олимпионика» и др.) Татьяна Анатольевна стремилась вызвать положительные эмоции у детей, чему способствовало и применение музыкального сопровождения праздников. Элементы релаксации снимали мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение, что предупреждало перевозбуждение и нарушение процесса торможения.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Презентация проекта – праздник «ДЕНЬ СМЕХА».
Содержание праздника «ДЕНЬ СМЕХА».
Два клоуна (взрослых) Топ и Хлоп.
Топ выходит в зал под весёлую музыку. Хлоп лежит, накрытый одеялом.
Топ. Как сегодня хорошо,
Весело, смешно,
Потому что к нам сегодня
Весёлый весенний праздник пришёл!
Всем известно: 1 апреля –
Праздник шутки и веселья,
Пусть будет радостно у нас,
Начинаем праздник, в добрый час!
Отдохните от забот –
Пусть улыбка к вам придёт!
Поёт.
И улыбка, без сомненья,
Вдруг коснётся ваших глаз,
И хорошее настроение не покинет больше вас!
Топ обращает внимание на лежащего клоуна.
Топ. Ой, а кто это?
Хлоп. Меня зовут хлоп, а тебя как?
Топ. Я клоун Топ!
Ты чего это лежишь, когда сегодня такой праздник!
Хлоп (встаёт). Я встану поутру, в шапку обуюсь, носки на голову натяну, топор надену, лыжи за пояс заткну, дубинкой подпояшусь, кушаком подопрусь, выйду в поле да как крикну:
«Здравствуй, 1 апреля –
Праздник смеха и веселья!»
Топ. Ты посмотри, сколько здесь много гостей,
Моих маленьких друзей!
Хлоп. И ты их всех знаешь?
Топ. Знаю! Они с тобой познакомятся! Ребята, скажите сразу хором, все вместе: как вас зовут!
Дети хором выкрикивают своё имя.
Хлоп. Вот это да! Вот и познакомились!
«Здравствуй 1 апреля –
Праздник смеха и веселья!
И сегодня мы для вас
Издаём такой Указ!
Читает Указ.
Я, Управсад Весёлый, повелеваю
объявить 31 марта – 1 апреля Днём хохота и хихиканья!
В этот день строго запрещаю :
• грустить, ныть, реветь, сопеть и распускать нюни;
• слушаться, помогать, соблюдать тишину;
• быть опрятными и прилежными.
Зато повелеваю:
• стоять на ушах, ходить на головах, кричать, визжать, шутить, смеяться;
• топать, хлопать и кривляться;
• гостить в других группах;
• наряжаться и переодеваться.
Топ. Приглашаем детвору,
Мы на танец «Лавату».
И родители не отставайте,
С нами дружно все вставайте!
Все танцуют танец «Лавата».
Топ. Вот какие ребята,
Ребята-дошколята!
А сейчас я вам что-то расскажу
И этим вас всех насмешу.
Начну стихи для вас читать,
А вы слова к ним добавлять!
Читает стихотворение «Я захотел устроить бал…» (Д. Хармс) :
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек (откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек (не нашли).
Хлоп. Мы смешили дети вас,
А теперь потешьте нас.
Топ. Нам стихи свои прочтите,
Топа, Хлопа рассмешите.
Дети читают стихи.
В. Берестов «Дракон».
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы, пожалуйста, халвы.
- Для этой пасти – прочие сласти.
- Для этой головки – перловки.
- Для этой глотки – селёдки.
- Для этой башки – пирожки.
- Для этой рожи – то же.
- Для этого личика – два сдобных кулича.
- Что ещё? – Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
О. Григорьев «Бабушка».
Старая слабая бабушка
Оставила дома ключик.
Звонила старая бабушка,
Но не открыл ей внучек.
Старая бабушка охнула,
В дверь кулаком бахнула,
Дубовая дверь рухнула,
Соседка на кухне ахнула,
Качнулся сосед на стуле,
Свалился с кровати внучек,
Упала с полки кастрюля
И бабушкин маленький ключик.
Хлоп. А теперь, ребятки,
Отгадайте-ка загадки!
К нам приехал сладкий груз,
Называется (арбуз).
Быстрее всех от страха,
Несётся (заяц).
Зимой в берлоге видит сон,
Лохматый, косолапый (медведь).
По горной круче проходил
Обросший шерстью (баран).
Хоть и жжётся, но красива
Всем известная (крапива).
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый (медведь).
Над лесом солнца луч потух,
Крадётся царь зверей (лев).
В тёплой лужице своей
Громко квакал (лягушка).
Хлоп. А теперь для Топа – топай!
Топ. А для Хлопа, дети, хлопай!
Хлопай, топай, не зевай,
Пляску, сидя, начинай!
Под фонограмму инструментальной музыки дети и родители в такт выполняют движения польки сидя: хлопают, топают, рожки показывают, нос, как «Чебурашка», и т. д.
Хлоп. А теперь соревнованья!
Кто быстрее перенесёт мячик животами!
Игра «Перенеси мячик».
Топ. А теперь, юмористы, -
Юные велосипедисты!
Игра: кто быстрее доедет до стола на самокате и оденет колпачок.
Хлоп. Топ, а ты умеешь придумывать небылицы?
Топ. А что это такое?
Хлоп. Небылицы – это то, чего никогда не было…
Ранняя весна сейчас,
Виноград поспел у нас.
Конь рогатый на снегу
Летом прыгает в снегу.
Не может быть
Самуил Яковлевич Маршак
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Я видел
Самуил Яковлевич Маршак
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил
И как дурак всему поверил!
Топ. А сейчас ребятки нам расскажут
Шутки на пол-минутки.
Дети рассказывают шутки.
1.
Мама: Кто поцарапал нашу дверь?
Сын: Дверь поцарапал страшный зверь!
Мама: Кто вылил на пол весь компот?
Сын: Компот? Наверное, Васька-кот!
Мама: А кто порвал сегодня книжки?
Сын: Порвали мышки-шалунишки!
Мама: Кто посадил кота в мешок?
Сын: Кота в мешок? Наш пёс Дружок!
Ведущий: Дружок сердито зарычал,
А Юра …сразу замолчал!
2.
Мама: Где же яблоко, Андрюша?
Сын: Яблоко? Давно я скушал!
Мама: Ты не мыл его, похоже?
Сын: Я с него очистил кожу!
Мама: Молодец, ты стал какой!
Сын: Я давно уже такой!
Мама: А очистки куда дел?
Сын: Ах, очистки … тоже съел!
Хлоп. А теперь споём частушки,
Частушки-веселушки!
Дети исполняют частушки.
1. Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народа очень много,
Можем растеряться!
2. Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
3. Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна пойду плясать,
Нас пойдёт четыре!
4. Паренёк я хоть куда,
Да, случись со мной беда:
Я не ел бы и не спал,
Я бы песни всё играл!
5. Утром я ленюсь вставать,
Вечером ложиться,
Лучше в садик не пойду:
Я решил жениться!
6. Ем я кашу и сметану,
У меня силёнка есть,
Всё же драться я не стану,
Только ты ко мне не лезь!
Все. Мы пропели вам частушки,
Все частушки хороши.
Вы нам хлопайте смелее
И посмейтесь от души!
Топ. А теперь пришло время для песенной шутки. Вы, ребята, будете телята (выделяет группу детей). А вы – лягушата. Эти дети- поросята, а эти котята. А мы будем дирижёрами.
Исполняют песенку «Крокодила Гены» Шаинского при помощи звуков, которые издают животные (Му-Му, Ква-ква, Хрю-Хрю, Мяу-Мяу).
Хлоп. Улыбайтесь веселее,
Улыбайтесь чаще…
Топ. Тогда будут счастливы, здоровы
Все дети наши!
Хлоп. Пусть смех и улыбки
Не знают границ…
Топ. Пусть будет светлее
От радостных лиц!
Вместе. Да здравствует 1 апреля –
Праздник ШУТКИ и ВЕСЕЛЬЯ!
Все вместе исполняют песню Шаинского «Улыбка».