Маргарита Болох
Паспорт огорода
▼ Скачать + Заказать документы
1. План огорода
2. Растительный мир.
На нашем огороде можно увидеть : горох, фасоль, свеклу двух видов, морковь, капусту, картофель, огурцы, лук, петрушку двух видов, укроп, салат двух видов.
ГОРОХ
Горох – однолетнее травянистое растение. Стебель полый, с цепляющимися усиками различной длины. Окраска стебля – от светло – зеленой до темно – сизо – зеленой.
ЛУК
Публикация «Паспорт огорода» размещена в разделах
Каждый человек знает, что лук полезен и при лечении различных болезней, и просто в качестве укрепляющего организм средства.
ФАСОЛЬ
РАЗЛИЧАЮТ фасоль вьющуюся - с неограниченным ростом стеблей (2 м и более); полувьющуюся - с ограниченным, до 1,5 м, ростом и завивающимися верхушками; кустовую - с ветвящимся стеблем высотой 30-60 см, оканчивающимся цветочной кистью.
СВЕКЛА
Свёкла, как культурное, и дикое растение знакома людям с далёких времен.
МОРКОВЬ
Морковь – огородное растение, корнеплод с оранжевым, сладковатым утолщённым корнем.
КАПУСТА
«Сто одёжек – и все без застёжек», — что это? Ну, конечно, капуста, царица наших садов и огородов. Капуста родом из Средиземноморья, но некоторые ее виды появились в Китае.
КАРТОФЕЛЬ
Сложно представить наш рацион без картофеля. Но царствует он на русском столе лишь с начала восемнадцатого века.
ОГУРЕЦ
И не сытен огурец, и витаминами беден, но когда нарезанный дольками он лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного его запаха повышается аппетит.
ПЕТРУШКА
Родиной петрушки считается Средиземно-морье: в Греции она растет в диком виде.
Само слово "петрушка" происходит от греческого корня "петр", означающего "камень".
УКРОП
Ароматическое однолетнее растение высотой м, с единичным стеблем и перистыми листьями. В середине лета появляются зонтики крошечных желтых цветков и эллиптических плоских плодов. Напоминает фенхель (сладкий укроп, но обладает менее анисовым ароматом.
САЛАТ
Сочные листья обладают массой преимуществ. Они содержат большое количество витаминов, преимущественно витамин А, С, Е, и минералов. Богат салат клетчаткой, глюкозой.
3. Животный мир
МАЙСКИЙ ЖУК И ЕГО ЛИЧИНКИ
Майский жук – это достаточно крупное насекомое. Тело его достигает до 35 мм и окрашено в черный или красно-бурый цвет. В природе заселяют лесостепи и леса, преимущественно светлохвойные (сосновые).
ДОЖДЕВЫЕ ЧЕРВИ
Уже давно доказано, что дождевым червям и почвенной микрофлоре принадлежит главная роль в разложении органических веществ, попавших в почву, в обогащении ее гумусом и всеми другими элементами питания растений, поднимаемыми из глубинных слоев земли корневой системой.
МЕДВЕДКА
Это крупное насекомое, длиной 35-50 мм, темно-бурое, передние ноги как нельзя лучше приспособлены копать землю. Длина насекомого достигает иной раз 6 см. Противное на вид.
4. Условия для трудовой и исследовательской деятельности в природе.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Оборудование для хозяйственно-бытового труда детей. Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в уходе за овощными культурами необходим разнообразный инвентарь. У нас имеется следующий инвентарь: лопатки, грабли, лейки, ведра.
Даже самая маленькая, но собственная находка на пути познания дороже томов чужой мудрости (Л. С. Выготский).
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, направленные на формирование умения думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Наиболее результативно эти умения развиваются в совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и педагогов. При этом под детской исследовательской деятельностью по освоению окружающего мира подразумевается вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве этого мира путем личного практического экспериментирования с объектами исследования.
В ходе собственно исследовательского этапа проекта изучались особенности выращивания овощных растений: рассматривались луковицы, семена овощей; велись наблюдения за первыми всходами и ростом растений с последующим фиксированием результатов в рисунках. Проводились дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и другие. Разучивались с детьми стихи, загадки о растениях. Рассматривались иллюстрации, картины с изображением овощей (дети сравнивали овощи по цвету, форме, размеру, вкусу). Проводились беседы о том, как выращивают овощи на огороде «Посадили огород посмотрите что растет…», «Посадка лука» и другие. Родителям были даны рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях, составлению иллюстративного альбома «Вот какой огород!». В группе совместно с родителями и детьми был создан и оформлен «Огород на окне», изготовлен персонаж «Огородное пугало». А также проводили исследования и эксперименты на огороде :
- в жаркий день наблюдали, как выглядят овощные культуры: листья поникли, скрутились. Спрашивали у ребят, почему так происходит? Выслушивали их мнения, догадки. Вечером поливали растения и на следующий день утром опять проводили наблюдение. Дети самостоятельно приходят к выводу, что растениям необходима вода, их нужно поливать.
- Проводили сравнительный эксперимент: одну грядку со свеклой регулярно подкармливали органическими удобрениями (настой коровяка, куриный помет, другую нет. Наблюдали в течении месяца как развиваются растения. Дети увидят наглядно результат и приходят к выводу.
-Аналогично проводили эксперимент с сорняками. Одну грядку регулярно вместе с детьми пропалывали, другую нет. Результат эксперимента навел детей на мысль о необходимости прополки для нормального развития растения.
-На огороде наблюдали и изучали особенности строения растения, его приспособляемость к условиям роста.
- сравнивали стебли разных овощных культур: помидора и гороха, как себя чувствуют вьющиеся растения с опорой и без нее (горох, фасоль, огурец).
-Так же мы использовали метод проектов, этот метод основан на взаимодействии педагога – ребенка – родителей, способствует взаимодействию с окружающей средой; поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Каждый проект содержит свою идею, ожидаемые результаты и проходит в три этапа: подготовительный этап, исследовательский и заключительный.
Также мы проводили беседы:
- «Что такое семечко?»,
- «Что необходимо для семян»,
- «Что необходимо растениям для роста?»
-«Что вы знаете об овощах?» и др.
Проводили дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», разучивали с детьми стихи, загадки об овощах, читали художественную литературу, проводили наблюдения за ростом растений, опыты, зарисовки вместе с детьми; рисование на тему «Наш огород». Приглашали родителей к подготовительным весенним работам в огороде (перекопка, планирование гряд, обсуждение на тему «Что посадить на огороде», в изготовлении и установке табличек).
Сравнивали семена растений: чем похожи, в чем отличие, выслушивали предположения детей, какими будут растения, плоды из небольшого семечка огурца и из большого – фасоль, в течение вегетативного периода наблюдали за растениями, делали зарисовки, сравнивали величину листьев, цветов. Осуществляли вместе с детьми уход за растениями, прополку, рыхление, полив, подкормку.
В конце сравнивали плоды по внешнему виду, размеру, вкусовым качествам.
Особое внимание уделяли правилам безопасности и гигиены.
5. Отражение результатов работы в продуктивной деятельности.
Дети, во время работы на огороде, узнают много нового, знакомятся с окружающим миром:
- рассматривают овощные культуры, узнают их строение;
- наблюдают за ростом растений;
- приобретают навыки трудолюбия, учатся работать лопатой и граблями, поливать грядки.
Полученные знания они применяют в НОД – лепка, рисование, аппликация, ФЦКМ, чтение художественной литературы.
В приложении представлены некоторые работы.
6. Фотосессия
7. Анализ реализации экологических проектов
Огород в детском учреждении является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей.
Огород нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.
Огород – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива.
И, конечно, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят. Огород способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда
Приучая детей к труду в природе, педагоги формируют понятие о том, что земля – кормилица и воспитывают в детях желание трудиться на земле. Для детворы работа на грядках – такая же игра, как в куклы и машинки. Но, поливая и собирая урожай, малыши чувствуют себя взрослыми и самостоятельными.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихи про овощи, сказки – сценки, загадки, рисунки