Валюгина Елена Георгиевна
Паспорт мини-музея «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспортные данные
Наименование мини-музея : «Народная игрушка».
Профиль музея: познавательный.
Цель: формировать познавательный интерес дошкольников путём
использования различных видов наглядности.
Задачи: - Познакомить детей с народной игрушкой;
- Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;
Публикация «Паспорт мини-музея „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
- Воспитывать интерес к народным промыслам;
- Знакомить с русским народным фольклором посредством народной
игрушки;
- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук;
- Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием
народной игрушки;
- Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми.
- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к его
содержимому.
Разделы и экспонаты: Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово
«музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно
пополняется новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы,
выполненные совместно с взрослыми. В мини-музее представлены разные
виды игрушек : деревянные, глиняные, фарфоровые, тряпичные,
изготовленные мастерами, заводские и авторские. Экспонаты используются
для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного
разговора.
2. Аспекты музейной деятельности
Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта,
истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать
что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой
памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому,
чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и
экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя
на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи.
И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры
народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах
дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать
целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие
требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей
называют «мини-музеем».
Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно –
исторической, познавательной направленности. С этой целью был
разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с
возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в
групповой комнате. Большая часть экспонатов была куплена на выставке
художественных промыслов воспитателем, часть
экспонатов подарена семьями воспитанников, некоторые игрушки
изготовлены воспитателем и детьми.
3. План работы по созданию мини-музея
Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап 1. Педсовет.
2. Родительское собрание. Ноябрь 2013 г. 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.
4. Решение вопроса о приобретении
экспонатов
2. Практический этап 1. Сбор и изготовление экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий. Ноябрь 2013 г. – февраль 2014 г. Создания мини-музея «Народная игрушка»
3. Подведение итогов 1. Заседание инициативной группы.
2. Участие в конкурсе мини-музеев доу Февраль 2014 г. 1. Фотовыставка «А у
нас в музее»
2. Выставка экспонатов мини-музея
4. Характеристика мини-музея
Экспонаты мини-музея
№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/
временное хранение Ф. И. О. представив
шего экспонат
1 Матрёшка - неваляшка Ноябрь 2013 постоянное Из личной коллекции
Валюгиной Е. Г.
2 Лошадка фарфор гжель Ноябрь 2013 постоянное Из личной коллекции
Валюгиной Е. Г.
3 Змейка фарфор гжель Ноябрь 2013 постоянное Из личной коллекции
Валюгиной Е. Г.
4 Свистулька птичка дерево Ноябрь 2013 постоянное Из личной коллекции
Валюгиной Е. Г.
5 Гриб-копилка «Хохломская роспись» г. Семёнов Декабрь 2013 постоянное Приобретена в
торговой сети
6 Матрёшка (с механизмом) Декабрь 2013 постоянное Подарена семьёй
Рыбиных
7 Матрёшка средняя (старинная) Декабрь 2013 постоянное Подарена семьёй
Рыбиных
8 Матрёшка малая из 3-х кукол Декабрь 2013 постоянное Подарена семьёй
Парфёновых
9 Матрёшка малая Декабрь 2013 постоянное Подарена семьёй
Ульяны Алексеевой
10 Матрёшка большая из 3-х кукол Декабрь 2013 постоянное Подарена семьёй
Ульяны Алексеевой
11 Куклы
Нитки Март 2014 постоянное Изготовила
воспитанница
Света Мкртчян
12 Петушки глина Январь 2014 Изготовлены детьми
13 Лошадка глина Январь 2014 постоянное Изготовила
Валюгина Е. Г.
14 Барыня глина Январь 2014 постоянное Изготовила
Валюгина Е. Г.
15 Ложки дерево (3 шт.) Ноябрь 2013 постоянное Из личной коллекции
Валюгиной Е. Г.
16 Солонка Ноябрь 2013 постоянное Из личной коллекции
Валюгиной Е. Г.
17 Лапотки (сувенир) Ноябрь 2013 постоянное Из личной коллекции
Валюгиной Е. Г.
18 Веретёнца(2 шт.) Январь 2014 постоянно Подарены Вдовиной
Татьяной
Константиновной
19 Птица счастья бумага Январь 2014 постоянно Изготовила
Валюгина Е. Г.
20 Птица ткань Март 2014 постоянно Изготовила
Валюгина Е. Г.
21 Кукла удачница Январь 2014 постоянное Изготовила
Валюгина Е. Г.
22 Матрёшка «Сударушка» из 5-и кукол «Семёновская роспись» Январь 2014 постоянное Приобретена на
выставке
художественных
промыслов
23 Белочка-затейница «Богородская фабрика» Январь 2014 постоянно Приобретена на
выставке
художественных
промыслов
24 Куры на круге «Богородская фабрика» Январь 2014 постоянно Приобретена на
выставке
художественных
промыслов
25 Птичка (малая) «Дымковская игрушка» Январь 2014 постоянно Приобретена на
выставке
художественных
промыслов
26 Птичка «Дымковская игрушка» Январь 2014 постоянно Приобретена на
выставке
художественных
промыслов
27 Птичка «Каргопольский сувенир» Январь 2014 постоянное Приобретена на
выставке
художественных
промыслов
28 Волчок (2 шт.) авторская работа Январь 2014 постоянное Приобретена на
выставке
художественных
промыслов
29 Кукла водоноска авторская работа Сентябрь 2014 постоянное Приобретена на
ярмарке
30 Лошадка – качалка авторская работа Сентябрь 2014 постоянное Приобретена на
ярмарке
31 Кукла зерновушка Сентябрь 2014 постоянное Изготовила
Валюгина Е. Г.
5. Тематический план занятий в мини-музее
Месяц Тема Цель месяц
Январь Знакомство с музеем Познакомить с музеем. Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Познакомить с разнообразием русских народных игрушек.
Воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству. сентябрь
Январь Мастер – класс для детей детского сада по изготовлению обереговой куклы Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными
материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в
традициях народного искусства. октябрь
Январь Знакомство с народным костюмом Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Знакомить детей с историей народного
костюма и его элементами. ноябрь
Февраль Богородская деревянная игрушка Продолжать знакомить детей с богородской резной деревянной игрушкой. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям
народных мастеров. Уважение к их труду. декабрь
Февраль Игрушка-гжель
(С рисованием) Познакомить с промыслом гжели.
Развивать творчество. январь
Февраль Дымковские барышни
(С рисованием) Закреплять представления о дымковских игрушках.
февраль
Февраль «Путешествие в каргополь» Познакомить детей с особенностями и
этапами изготовления каргопольской
игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Март Мастер – класс по изготовлению обрядовых тряпичных кукол «Веснянка», «Птичка». Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными
материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в
традициях народного искусства. апрель
Март «Матрёшка – Матрёна» Познакомить с историей русской
деревянной матрёшки, как символом
русской народной культуры.
апрель
Март «Русская матрёшка» Учить украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами. Развивать самостоятельность в придумывании
рисунка сарафана для матрёшки.
Воспитывать интерес к народному
декоративно – прикладному искусству.
Май
Апрель Беседа у экспозиции глиняной игрушки
Закрепить знания, где зарождалась
народная игрушка из глины.
Апрель Лепка из глины «Птичка» с последующим раскрашиванием Учить лепить из целого куска, придавать сходство с игрушкой. Развивать моторику
рук. Воспитывать интерес к русской
игрушке.
Апрель Раскрашивание шаблонов «Дымковская игрушка» Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу.
Май Экскурсия «Народная игрушка» Обобщать знания о народных игрушках.
Воспитывать гордость за свой народ.
Май 18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средней и старшей групп. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
Работа с родителями в мини-музее
Месяц Мероприятие Цель
Январь - май Экскурсия в музей (Малыми подгруппами или индивидуально со своим ребёнком) Познакомить родителей с музеем.
Март Досуг
«Наши мамины колыбельные песни» Приобщать к истокам русского народного творчества.
Март Консультация «Бабушкины куклы» Познакомить родителей с приёмами изготовления кукол своими руками.
Март Мастер-класс
(Дети и родители)
Кукла - оберег Научить родителей делать куколку из ткани
Март Выставка «Кукла руками мам»
Привлечь мам к изготовлению кукол
Апрель Консультация
«Матрёшка - сказка» Познакомить с историей и назначением матрёшки.
Апрель Консультация
«Любовь к Родине через дымковскую игрушку»
Познакомить с историей дымковской игрушки
Май Анкетирование
Отзывы и предложения о работе музея за год. Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы. Подвести итог работы
6. Перспектива развития мини-музея
-подбор художественной литературы, коллекций детских мультфильмов,
научно-познавательных фильмов о народных игрушках;
-создание презентации или слайд-шоу «Народные игрушки»;
-пополнение экспонатов;
-проведение экскурсий для других групп детского сада;
-семейные развлечения;
-проведение на базе мини-музея или с использованием его коллекций
занятий по разным видам деятельности.