Галина Устинова
Партнерство детского сада и семьи как залог успешной социализации ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Ни для кого не секрет, что современная жизнь предъявляет новые, более высокие требования не только к взрослому человеку, но и ребенку, его знаниям, умениям, способностям – ведь любому государству всегда нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Поэтому проблема социализации детей – важная проблема. Процесс развития ребенка не мыслится без личностного развития ребенка, а значит, без усвоения им системы социальных связей, отношений, без включения в них. Социализация личности выступает как процесс усвоения человеком на протяжении всей его жизни социальных норм, культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Большую роль в социализации детей играют семья и воспитатели. Дети в игре имитируют поведение своих родителей, воспитателей. Поэтому тесное сотрудничество детского сада и семьи, а именно – объединение общих целей, интересов и деятельности необходимо в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Публикация «Партнерство детского сада и семьи как залог успешной социализации ребенка» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Описание практики: Для разработки плана работы вначале был проведен сбор банка данных по семьям воспитанников, проведены социологические исследование социального статуса и психологического микроклимата семьи через анкетирование, наблюдение, беседы. Затем был разработан перспективный план работы ДОУ с родителями.
Основные задачи, которые ставил перед собой детский сад, разрабатывая план работы – это:
1. Работать в тесном контакте с родителями;
2. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, вовлечь их в образовательный процесс и жизнь ДОУ.
Основными формами работы, для успешной социализации детей являются :
* подготовка и проведение совместных мероприятий;
* выставка детских работ и совместных работ детей и родителей;
* совместное участие детей и родителей в конкурсах;
* участие в благоустройстве детского сада;
* участие в Днях открытых дверей;
* проектная деятельность и т. д.
Каждый год в ДОУ проходят конкурсы: «Лучший зимний участок» и «Лучший летний участок». Дети помогают воспитателям и родителям благоустраивать участок своей группы. Особенной гордостью пользуются у детей поделки, изготовленные совместно с родителями для установки на участке. Дети рассказывают, как они их изготавливали, что делали они, а что родители. И особенно бережно относятся к ним. Ежегодно в детском саду проходят выставки поделок «Чудесные дары Царицы осени», «Мастерская Деда Мороза», «Подарок ветерану (участникам Великой Отечественной войны)» и др.
Таблица 1.
Учебный год Число конкурсов Число детей
17-18 6 28
18-19 15 32
19-20 17 38
Уже не один год дети совместно с родителями принимают участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. Год от года число участвующих в конкурсах увеличивается и число конкурсов, в которых принимали участие так же (см. Таблицу 1). В 19-20 учебном году могло быть и больше, но в связи с короновирусом (из-за самоизоляции) мы получили не достаточно большое увеличение.
В детском саду проходит много совместных мероприятий. Это и занятия, на которых родители рассказывают о своей профессии и демонстрирую свои достижения. Это спортивные праздники, в которых родители участвуют совместно с детьми. Ежегодно проходит праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Интересно прошёл праздник «Веселые старты» в старшей группе, где соревновались две команды: команда детей и команда родителей. Больше всего положительных эмоций получили родители. Это и участие родителей в утренниках, где родители выступают с детьми, участвуют в конкурсах, помогают изготавливать атрибуты. Ежегодно с участием родителей проходят праздники: «День Матери», "Масленица", "Февромарт" (мы объединили два праздники 23 февраля и 8 марта) и др. Это и участие родителей в театральной деятельности. Они участвуют в изготовлении декораций, придумывают и делают сценические костюмы или их элементы, а так же принимают участие в наших играх – драматизациях. Любой спектакль, поставленный совместно с малышами и их родителями, любой праздник с элементами театрально - игрового творчества - это прежде всего игра, которую мы, взрослые, помогаем ребёнку организовать, украсить, придать ей особый вид сказочного действия, и играем мы в эту игру вместе.
Воспитатели большое внимание уделяют игре, так как она выполняет важные функции для развития личности каждого ребёнка. Игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие, она доставляет огромную радость, т. к. даёт ему возможность активно действовать. Воспитатели совместно с детьми играют в образовательной деятельности, на прогулках, в свободное от занятий время, на праздниках и спортивных досугах. Стараются как можно больше времени уделять сюжетно-ролевым, подвижным играм, играм-превращениям, дидактическим играм. Кроме того стараются привлечь к играм родителей.
Интересной формой сотрудничества с родителями является проектная деятельность. Проект это комплекс действий специально организованный педагогом и выполняемый детьми, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо помогать детям, обнаружить проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес, «втянуть» детей в совместный проект, дать им возможность самим изучать, отрабатывать нужные материалы.
Что лежит в основе такой деятельности? Через целесообразную деятельность воспитанник будет заинтересован в результатах приобретаемых знаний. Обучение проходит через игровую, трудовую, исследовательскую деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Организуя проектную деятельность, воспитатель только сопровождает и направляет самостоятельный поиск воспитанников.
В детском саду в каждой группе большой место уделяется проектной деятельности. В младших группах это «Улыбки Мойдодыра», «Книжки-малышки», «Моя семья» и др. В старших группах – «Вода-водица», «Дорогами сказки», «Азбука дорожного движения». «Огород на подоконнике» и др.
При реализации проектов произошло влияние на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, а сами дети стали интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем, улучшить усвоения детьми системы социальных связей. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Они стали участниками всех проводимых мероприятий и надеемся, дальнейших проектов. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.