Чеснокова Анастасия
Познавательно-исследовательский проект «Паровозик из Ромашково»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Колокольчик» г. Котельниково Волгоградской области
Познавательно- исследовательский проект
«Паровозик из Ромашково»
Автор проекта :
Чеснокова Анастасия Алексеевна
Воспитатель
г. Котельниково
по методу – познавательно - исследовательский;
по содержанию - «Ребенок и природа»;
по количеству участников - коллективный, групповой, дети 3-4 лет;
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Паровозик из Ромашково“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд. Проекты, исследования
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Ромашка. Проекты
- Темочки
по характеру контактов - открытый;
по продолжительности – долгосрочный
Актуальность: Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе образования. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, в результате которой дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не может существовать без растений, которые не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким палящим солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.
Очень важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, через мультфильмы, дидактические игры, физминутки, стихи, слушанье музыки, рассматривание картин цветов.
Цель проекта : дать детям представление о цветах; развивать воображение, мышление, коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к природе, привлечь родителей детей к реализации проекта.
Задачи проекта : для детей
- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
- Формировать у детей младшего дошкольного возраста познавательно-исследовательские способности в процессе выращивания цветов в условиях детского сада.
- Дать представления о развитии, строении, функциях цветов.
- Способствовать развитию трудовых умений и навыков по посадке, выращиванию и уходу за всходами цветов.
- Воспитывать осознанно бережное отношение к цветам, умении заботиться о них.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность.
Для родителей
- повысить уровень экологической культуры родителей;
- приобщить родителей к совместной деятельности с детьми в семье;
- стимулировать творческую активность родителей;
- способствовать установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам современного образования и воспитания дошкольников.
Для педагогов
- способствовать формированию умений получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности
- побуждать педагогов к эффективному взаимодействию с детьми и родителями в коллективной работе.
Основные направления реализации проекта :
1. Создание условий для ознакомления детей с миром цветов, формирование представлений о роли цветов в жизни человека.
2. Экологическое просвещение родителей.
Принципы
* целенаправленность;
* доступность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
* дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
* наглядность;
* активность и сознательность – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов
Методы проекта
* продуктивно-исследовательские: вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения; экскурсии, целевые прогулки;
* наглядные – рассматривание иллюстраций, картинок;
* словесные - беседы, чтение художественной литературы; консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
* практические – НОД. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).развлечения, праздники, самостоятельная деятельность ребёнка в специально созданных условиях, коллективный труд;
* игровые - дидактические, пальчиковые, подвижные, развивающие игры;
* ИКТ - презентации, мульфильмы;
* здоровьесберегающие - массаж, физкультминутки, релаксация;
* создание ситуации успеха;
* слушание музыкальных произведений.
Ожидаемый результат:
У детей развивается интерес к цветам, желание ухаживать за ними, дети проявляют бережное отношение к природе, интересуются, наблюдают, сравнивают.
Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях. Развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность. Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
Этапы проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Взаимодействие с семьей Деятельность с детьми Взаимодействие с социумом
Вхождение в проблему Пробуждает у детей интерес к теме проекта, создает проблемную ситуацию: (Что мы знаем о цветах и их строении) Доведение до родителей важности проекта,
поддерживание у детей интереса к данной проблеме. Принимают участие в обсуждении того, что они узнают, что нового хотят узнать.
Плани-рование деятель-ности Планирование содержания работы с детьми и их родителями Информационно-методическая работа с родителями (беседы, консультации, домашние задания) Построение системы работы с детьми.
Выполнение проекта. Педагоги организуют, направляют и корректируют сотрудничество взрослых и детей, поощряют усилия обеих сторон Выполнение домашних заданий, активное участие в реализации проекта
Активное участие детей в различных видах деятельности по реализации плана проекта
Презентация проекта Высадка рассады цветов на клумбе и уход за цветами. Высадка рассады цветов на клумбе и уход за цветами. Высадка рассады цветов на клумбе и уход за цветами.
1 этап- вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем это узнать?
У нас дома тоже растут цветы.
(Леша О.) Где растут цветы?
(Ярослав З.)
Спросим у папы или у мамы (Амина Ш.)
Какую пользу приносят?
(Максим К.)
Прочитать в книжке. (Ира К.)
Посмотрим со взрослыми по телевизору.
(Кира Л.)
2 этап – разработка проекта, планирование деятельности
1. Подбор литературы по данной теме, составление конспектов, ситуация общения с детьми на тему: «Что мы знаем о цветах?», чтобы выяснить представления детей и заинтересовать проблемой.
2. Изучение познавательной и методической литературы по теме проекта.
Подбор художественной литературы, народного фольклора для детей о цветах.
3. Доведение до всех участников важности этого проекта.
4. Подбор методической литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
5. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей в повседневной жизни в детском саду и дома.
6. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно - ролевых игр.
7. Разработка плана мероприятий
С раннего возраста детей следует знакомить с окружающим, с доступными их пониманию явлениями природы: взрослый воспитывает любовь ко всему живому, учит доброму, бережному, заботливому отношению к животным и растениям; развивает познавательный интерес, этические, эстетические чувства.
3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов.
Взаимодействие детей и взрослых в различных видах деятельности
по реализации проекта
Вид деятельности Мероприятия
Беседа -«Что мы знаем о строении цветов?»;
-«Какие цветы растут на территории детского сада?»;
-«Чистый воздух – спасет наше здоровье!»(о пользе растений-кислород);
Чтение Чтение рассказов:
- Н. Павлова. «Жёлтый, белый и лиловый»
- М. Пришвин «Золотой луг», «У солнышка в гостях» словацкая сказка; «Бегут ромашки» А. Барто; «Колокольчик мой» А. К. Толсто
Наблюдение -«Такие разные ростки» (соблюдение условий посадки);
-«Как родился листок у цветочка);
-«По тропинкам любимых маршрутов» (прогулки по территории детского сада);
Рассказывание из личного опыта -«Как я дома ухаживаю за растениями?»;
Игра Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов», «Семья». Дидактическая игра: «Найди по описанию»,«Назови ласково», «Назови цветок», «Большие и маленькие», «Найди в
букете такой же цветок»
Дыхательная гимнастика «Одуванчик»
Пальчиковая игра «Цветы»
Продуктивная деятельность Рисование:
«Одуванчики в траве»
Аппликация:
«Красивые цветы!»
Музыкальная деятельность Хоровод «Лютики-ромашки» Е. Железнова,
русская народная попевка «Василёк»
«Это называется природа» Ю. Чисков;- «Времена года» П. И. Чайковский; «Вальс цветов» П. И. Чайковский.
Трудовая деятельность -Полив рассады цветов и уход за цветами на клумбе.
4 этап- подведение итогов, презентация проекта,
оформление портфолио проекта
Высадка выращенной рассады на клумбу и дальнейший уход за цветами.
Подведение итогов
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о цветах, сформировано умение классифицировать цветы по цвету, по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Активизирован словарный запас детей по теме проекта.