Елена Павлюк
Панельная дискуссия с педагогами «Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Панельная дискуссия с педагогами
«Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»
Ведущий:
Оппоненты:
Цель: расширить представления педагогов о методах работы с детьми и родителями по формированию безопасного поведения;
Публикация «Панельная дискуссия с педагогами „Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Раскрыть острые вопросы, связанные с формированием привычки безопасного поведения;
Уточнить и обсудить методы работы с родителями дошкольников о формировании правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Вступительное слово ведущего:
Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения.
ВИДЕО 1
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?
Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.
Понятие безопасность прочно вошло в жизнь человека. Практически на каждом шагу мы сталкиваемся с разными его вариациями: безопасность в быту, безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность на воде, безопасность поведения и общения, информационная безопасность и многое другое. Даже здоровый образ жизни связан с этим понятием. Что же такое безопасность? Почему данное понятие является неотъемлемой частью жизни человека?
Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развитие, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью ребенка и по возможности избегать их. Усвоение большей части правил происходит в реальных жизненных ситуациях. Поэтому в целом работа дошкольной организации по формированию основ безопасного поведения обязательно строится с учетом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников.
• Безопасность на улицах и дорогах;
• Безопасность в быту (рукотворные предметы, микроорганизмы, микробы, правила личной гигиены);
• Безопасность в природе (растительный и животный мир, природные явления, стихии);
• Безопасность взаимодействия с социумом;
• Пожарная безопасность.
ВИДЕО 2
Перед тем, как провести нашу панельную дискуссию, мы с коллегами повели анкетирование родителей наших воспитанников «Особенности формирования у детей дошкольного возраста культуры личной безопасности». Анкета была анонимной и родители по возможности честно отвечали на вопросы. Также в частной беседе, при уточнении вопросов родителями, мы проанализировали ситуацию и пришли к выводам:
Анализ анкетирования родителей:
1. Большинство детей лишь частично знают свой адрес, номер телефона.
2. Все родители убеждены, что число опасностей в современном мире возросло.
3. Радует то, что все родители согласны с тем, что именно они в первую очередь служат примером для своих детей безопасного поведения.
4. Настораживает, что некоторые родители оставляют своих детей кратковременно дома одних.
5. Многие родители подтвердили, что переходят дорогу в неположенном месте и не разрешающий сигнал светофора, если нет машин и они очень спешат.
6. Почти все честно признались, что хоть раз нарушали ПДД.
7. Есть и такие ответы, что родители отпускают ребенка от двери детского сада до группы самостоятельно.
8. Все родители ответили, что используют детское кресло при перевозе детей. Но мои личные наблюдения и наблюдения других педагогов говорят об обратном. Мы часто видим утром, как ребенок выходит из машины родителя не только не из детского кресла, но еще и с сиденья рядом с водителем.
9. Некоторые родители считают, что ребенок еще мал знать правила осторожного обращения с лекарственными препаратами и травами.
10. Зато пользоваться бытовыми приборами с осторожностью обучают своих детей все родители.
11. Родители объясняют правила поведения с незнакомыми людьми.
12. Немногие родители отпускают ребенка гулять на улицу одного.
13. На вопрос, разрешаете ли вы общаться ребенку с незнакомыми животными на улице, в зоопарке, цирке и т. д., ответы родителей разделились.
14. Родители не всегда систематически занимаются с детьми по безопасности, чаще вспоминают об этом, когда произошло какое-то происшествие.
15. Перечисляя качества необходимые для формирования у ребенка в целях безопасности, родители подчеркнули: ответственность, уверенность, осторожность, уважение к людям, отзывчивость.
Также в частной беседе, при уточнении вопросов родителями, мы проанализировали ситуацию и пришли к выводам: что, в первую очередь, говоря о работе ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения, ну начинать работу с родителей.
Лучший урок безопасного поведения для дошкольников – это пример окружающих ребёнка взрослых.
Основная часть:
Ведущий: Цель нашей панельной дискуссии рассмотреть самые острые вопросы, которые возникли во время анкетирования родителей и в частных беседах с родителями и педагогами.
Во время составления вопросов, мои коллеги при обсуждении имели разные точки зрения, поэтому сегодня на панельной дискуссии они будут доказывать и защищать свои позиции. Оппонентами в нашей дискуссии будут Михайлова И. В. и Морозова И. В.
1. Вопрос: Пешеходный переход.
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.
Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением.
ВИДЕО 3
А, если нет машин и родители очень спешат на неотложное дело, ну разочек можно пренебречь правилами и перейти дорогу в неположенном месте, на запрещающий сигнал светофора?
(Дискуссия сторон)
2. Вопрос: детское автокресло - мифы и реальность?
Возвращаясь к анкетированию: все родители ответили, что используют детское кресло при перевозе детей. Но мои личные наблюдения и наблюдения других педагогов говорят об обратном. Мы часто видим утром, как ребенок выходит из машины родителя не только не из детского кресла, но еще и с сиденья рядом с водителем.
ВИДЕО 4
(Дискуссия)
3. Вопрос: можно ли разговаривать по телефону за рулем?
Довольно частой причиной возникновения аварии на дороге является то, что водители предпочитают одновременно с управлением автомобилем разговаривать по телефону. При этом они не пользуются какими-либо разрешенными приспособлениями, а держат устройство непосредственно в руках.
Если же телефон не подключен к такой гарнитуре, то в соответствии с п. 2.7 не разрешается пользоваться им во время управления машиной.
Не допускается не только звонить по нему, но и набирать смс-сообщения, играть в игры или совершать иные действия, приводящие к снижению концентрации внимания водителя на дороге.
Если же имеется гарнитура, то можно разговаривать, но сотрудники ГИБДД все равно рекомендуют при необходимости поговорить, остановить машину и пообщаться, чтобы не возникала опасность возникновения аварии.
ВИДЕО 5
Можно ли снизить опасность при разговоре за рулем? Что нужно делать?
(Дискуссия)
4. Вопрос: фликеры – очередное паникерство или необходимость?
ГБДД: Светоотражающие элементы необходимо носить не только пешеходам из группы риска: пожилым людям и детям.
Госавтоинспекция МО МВД России напоминает: обязанность иметь при себе световозвращающие элементы (фликеры) на одежде при движении вдоль дороги или ее переходе вне населенного пункта в темное время суток вступила в действие с 1 июля 2015 года.
Теперь участники дорожного движения, двигающиеся по дорогам вне населенных пунктов в темное время суток, обязаны закреплять на одежде элементы, отражающие свет фар. За отсутствие фликеров на одежде предусмотрен штраф 500 рублей.
Из разговоров с родителями: «Безумное указание обфликерить всех школьников и дошкольников - маразм чистой воды.
Я за то, чтобы ребенок был виден на дороге. У него на куртке и на рюкзаке масса световозвращающих полос. Заставлять его вешать на себя фликер – лишнее. И да, мой ребенок не ходит по неосвещеному краю проезжей части, он ходит со мной за руку. И, даже подходя к машине у подъезда, убедится, что ничто ему не угрожает. Воспитывать надо, а не фигней обвешивать.»
«Моя позиция в том, что эффективность наших фликеров - нулевая. Это понимают в гаи, но не признают, потому что это будет традиционным фейлом. Никаких бликов на скорости увидеть нельзя в темноте или высокой влажности (дожде-тумане). 5-см фликер на пешеходе, повешенный на сумку или на одежде спереди (сбоку и т. п.) имеет нулевую эффективность.
Стоит также принимать во внимание состояние водителя, лобового стекла, особенности дороги и т. д.»
ВИДЕО 6
(Дискуссия)
5. Вопрос: парковка возле детского сада «Ладушки».
Этот вопрос очень волнует наших родителей. Неудобство припарковаться возле детского сада приводит к нарушению ПДД.
(Дискуссия)
6. Вопрос: Что важнее личная безопасность или нравственное воспитание?
Бывают ситуации, когда лучшие грани детского характера – доверчивая открытость, наивность, дружелюбие, любознательность – приводят к неприятностям, а то и к несчастью. Довольно часто такие ситуации возникают в результате общения ребенка с чужими людьми – взрослыми, подростками и даже ровесниками. В наши дни при значительной занятости родителей дети вынуждены время от времени оставаться одни. Мы не можем, подобно кенгуру, носить их в своих карманах, оберегая от всех и вся. И еще не изобретен зонтик для защиты от людского зла и всевозможных напастей. Поэтому лучшая защита – это знание и опыт. Но совершенно не обязательно учиться избегать неприятностей, постигнув их на своих досадных или горьких ошибках.
Важнейшая задача педагогов – познакомить детей с основами безопасного общения и поведения, научить их быть внимательными и осторожными в различных жизненных ситуациях, помочь разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Казус этого вопроса заключается в том, что перечисляя качества, которые родители хотели бы видеть в своих детям, они назвали: ответственность, уверенность, осторожность, уважение к людям, отзывчивость.
ВИДЕО 7
(Дискуссия)
7. Вопрос: Действия при пожаре – страшилка для детей!
Из разговора с родителями: «Говорит, что видел пожар в новостях. Я ему рассказала про пожарных, про то, как действовать во время пожара, далее мы рисовали огонь и уничтожали рисунок. Зажигали во дворе маленький костёр и заливали водой и даже показывали, что кирпич не горит. Но особых результатов это не принесло - боялся по-прежнему. В итоге я ему рассказала, что дома гореть не могут, а в новостях он неправильно понял. Что там показывали болото в далёком-далёком лесу - это его успокоило немного. Но всё равно пару раз в день он спрашивает у меня, может ли наш дом сгореть. Как ему помочь справиться со страхами и какие могут быть причины? Как правильно подготовить к тому, что пожары бывают в домах, переживаю, что если в реальной жизни что-то такое увидит, то будет хуже.»
ВИДЕО 8
(ОДНОВРЕМЕННО С ВИДЕО) В пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» погибли 64 человека, в том числе большое количество детей. Взрослые выработали способы бороться с травмой от такого рода новостей — они несут цветы к мемориалам, собираются на гражданские акции. А как быть с детьми?
Отвечает детский психолог: «Сейчас многие взрослые приходят домой с перекошенным лицом, хватают детей в охапку и плачут. Дети спрашивают: что случилось? Надо ли им говорить про пожар?
— Тут есть важное правило: «по запросу и ответ». Даже когда маленький ребенок спрашивает, что случилось (например, если он что-то услышал, это надо с ним обсуждать. Как именно — зависит от возраста. Но если мы говорим о том, как стоит себя вести, то, конечно, лучше сначала подумать, что и как говорить ребенку.
Тут работают общие правила: не стоит выплескивать на ребенка истерику, но [можно] дать ему понять, что вы огорчены, что это страшное горе. Если вы можете объяснить, почему вы переживаете и почему вам эта история кажется важной, и если ребенок что-то понимает — это правильно, и это может быть ему полезно.
— Как подготовить себя к вопросам, которые будут задавать дети? Например, опасно ли ходить в кино?
— Как ответить ребенку на вопрос, может ли такое произойти с ним?
Скорее стоит ответить, что да, вероятность того, что что-то произойдет, есть. Но это все-таки вероятность. Но наша задача не добавлять ребенку своих страхов, а рассказать как действовать в таких ситуациях.
Есть другая крайность, когда родители от страха, не отдавая себе в этом отчет, пытаются быстро нивелировать детский страх и говорят: «Ну что ты, это вообще где-то далеко и нас никогда не коснется».
ВИДЕО 9
(Дискуссия).
Подведение итогов: Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике опираясь на примеры взрослого.
Решения панельной дискуссии :
• продолжать формировать основы безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения,
• считать эту задачу актуальной и значимой проблемой, поскольку она обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в современном мире,
• уделять большее значение совместной работе с родителями в этом направлении.
ВИДЕО 10
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей
«Особенности формирования у детей дошкольного возраста культуры личной безопасности»
Уважаемые родители! Заполните анкету, ответы на вопросы которой помогут собрать более полную информацию по вопросу особенностей формирования у детей дошкольного возраста культуры личной безопасности. Анкета является анонимной, и мы будем признательны, если вы максимально честно ответите на вопросы.
1. Знает Ваш ребенок свое имя, фамилию, адрес проживания, номер домашнего телефона, имена родителей?
а. Да
б. Частично
2. Согласны ли вы с тем, что число опасностей для жизни и здоровья в современном мире значительно возросло :
а. да
б. нет
3. Считаете ли вы, что родители служат главным примером для ребенка по формированию основ безопасного поведения :
а. Да
б. Нет
в. Не знаю
4. Сколько времени ребё нок находится один дома без присмотра взрослых:
а. не бывает дома один
б. меньше часа
в. более трёх часов
5. Вы спешите, с Вами Ваш ребенок, сократите ли Вы дорогу?
а. Перейдем дорогу только там, где светофор, пешеходный переход
б. Пойдем прямо
в. в зависимости от ситуации, если нет машин, пойду на красный сигнал
10. Нарушали вы правила дорожного движения хоть раз?
а. Да
б. Нет
11. Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно дойти до группу детского сада от двери?
• Да
• Нет
• Иногда
12. Используете ли Вы при перевозе ребенка в личном транспорте кресло безопасности?
• Постоянно
• Иногда
• Не используем
12. Объясняете ли Вы ребенку правила осторожного обращения с лекарствами и лекарственными травами?
а. Да
б. Нет
в. Ему не обязательно это знать, он ещё мал
13. Обучаете ли Вы ребенка правилам пользования бытовыми приборами?
а. Да
б. Нет
в. Ему это не обязательно знать, он ещё мал
14. Объясняете ли Вы ребенку правила поведения с незнакомыми людьми?
а. Да
б. Нет
в. Ещё не время
15. Разрешаете ли Вы ребенку общаться с незнакомыми животными на улице, в цирке, зоопарке и т. п. ?
а. Да
б. Нет
16. Отпускаете ли Вы гулять своего ребенка одного во двор?
а. Да
б. Нет
в. Иногда
19. Как систематически занимаетесь обучением ребёнка безопасному поведению :
а. регулярно
б. эпизодически
в. в связи с происшествием
г. ограничиваемся запретами на то, что делать нельзя
20. Какие качества необходимо формировать у ребёнка в целях обеспечения личной безопасности (нужное подчеркнуть) : ответственность, уверенность, осторожность, уважение к людям, отзывчивость.
Спасибо за сотрудничество!