Олеся Печенкина
Памятки для воспитателей разных возрастных групп от логопеда по развитию фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
-
Игра «Подними флажок»
Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
Взрослый называет изолированный звук, слог или слово с заданным звуком.
Перед детьми ставится задача: поднять флажок соответствующего цвета (гласный звук – красный, твёрдый – синий, мягкий – зелёный)
Игра «Твердое и мягкое»
Публикация «Памятки для воспитателей разных возрастных групп от логопеда по развитию фонематических процессов» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Педагог раздает картинки детям. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он подходит к кирпичику, если мягкий - к подушечке.
Игра «Вставь звук вторым в слово»
Оборудование: предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Взрослый подбирает слова и предлагает ребенку вставить в них вторым какой-то определенный звук, чтобы получилось новое слово. Например, нужно вставить звук [л]: пан - план, бок - блок, газ - глаз, сон - слон, пот - плот или звук [р]: кот - крот, тон. - трон, кошка - крошка, пятки -прятки, битва - бритва, тяпка - тряпка и т. д.
Игра «Замени звук»
Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или передний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч). По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
Игра «Наоборот»
Оборудование: ряды слогов для преобразования.
Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый, если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ - бе, ла - ля, ну - ню, сё - со, ке - кэ, дю - ду, вя - ва.
Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.
Игра «Распутай слова»
Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно.
Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка, бё-ре-нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.
Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»
Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.
Игра «Угадай слово по гласным»
Оборудование: предметные картинки на каждое из слов.
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и предлагает найти среди них слово, в котором гласные расположены в заданной им последовательности. Он произносит только гласные, выделяя ударный, например, а - у’ (паук, а - а’ (глаза, ы- а (рыба) и т. д.
Сначала ребенку предлагаются слова из двух прямых, обратных или закрытых слогов, а по мере тренировки трех-четырех-пятисложные слова: а - ы - а (мар-тыш’-ка, а - ы - - а (ма-ши’-на, э -а - а" - о (экс-ка-ва’-тор) и т. д.
Игра «Цепочка слов»
Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых.
Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.
Например: Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.
Уважаемые воспитатели! При самостоятельном подборе игр обращайте внимание на то, чтобы в них не было дидактических ошибок. («найди букву «р» в этих картинках» …, «подбери слова на звук «ю»… и т. д.) внимательно следите за выдаваемыми словесными инструкциями, не допускайте ошибок в своей речи, исправляйте ошибки детей. Успехов вам!
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
- СТАРШАЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА -
«Придумай слово»
Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
«Поймай звук»
В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
«Найди звук»
Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
«Убежал звук»
Взрослый называет слова с недостающим звуком.
Перед детьми ставится задача: определить какого звука не хватает в слове и произнести слово полностью. Например: (.пельсин, .нанас)
«Картинке – своё место»
(определения места звука в слове: начало, середина, конец слова). Разложить картинки к своему вагончику, в зависимости от места звука в слове.
«Разбросай слово»
Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
«Цепи-цепи-кованы»
Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
«Исправь Незнайкины ошибки»
Педагог говорит: Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки. Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву.
«Путаница» («Найди ошибку»)
Педагог неправильно произносит слова или шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.
Например: Русская красавица своей козою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.
«Где наш дом?»
Цель: Развитие фонетического слуха, умения определять количество звуков в слове. Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5). Ход игры. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.
«Собери цветок»
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся. Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или вся группа, поделенная на две команды).
«Рассели животных»
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух. Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или вся группа, поделенная на две команды).
Уважаемые воспитатели! При самостоятельном подборе игр обращайте внимание на то, чтобы в них не было дидактических ошибок. («найди букву «р» в этих картинках» …, «подбери слова на звук «ю»… и т. д.) внимательно следите за выдаваемыми словесными инструкциями, не допускайте ошибок в своей речи, исправляйте ошибки детей. Успехов вам!