Маликова Наталья
Памятки для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Как разрешать конфликты в коллективе детей
При любом конфликте роль воспитателя заключается в следующем: устранение причин конфликта и вербальный разбор ситуации, чтобы участники смогли услышать друг друга.
Начинается разговор с «Я-сообщения» - Мне не нравится, что у нас в группе такое происходит. Я очень переживаю за наш дружный коллектив. Мне очень грустно видеть как вы деретесь.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Важно обозначить правила поведения в группе. Их не должно быть много, но они должны быть простыми и понятными. Можно подобрать похожие картинки и повесить их на видном месте и в течение дня обращать внимание детей (визуализация позволит лучше запомнить). Правила могут звучать так: «Мы не деремся», «Мы не используем грубых слов».
Если конфликт уже произошел – спрашиваем у каждого ребенка: «Что ты хотел? Скажи словами сейчас». Напоминаем правило.
Для тех, кто нарушает правило можно предусмотреть уединенное место «Стул раздумий», «Уголок драчунов» и т. д. Дети должны знать, что последует при нарушении правил: лишаются игры, садятся на стульчик.
Важно потом обсудить эту ситуацию сидя в кругу в спокойной обстановке. Позволить остальным детям высказать свое мнение, предложить пути решения.
Иногда никакие меры не помогают и какой-то ребенок продолжает систематически нарушать правила группы. Тогда важно понять, что не всё возможно исправить. Может быть семья не заинтересована в совместной работе. Тогда просто выстраиваем границы с таким ребенком, продолжая настаивать на выполнении правил.
«Со мной так нельзя разговаривать», «Меня нельзя бить» - говорим спокойно и твердо, как заезженная пластинка, пока ребенок не перестанет.
В спокойной обстановке попытаться подумать о его положительных качествах и как их можно использовать во благо. Возможно такой ребенок станет вашим помощником в чем-то.
Найти в нем такое, что можно похвалить, от чего можно оттолкнуться. Обычно такие дети привыкают слышать только негатив и положительные слова для них в новинку.
Как сообщить родителю о плохом поведении ребенка
Каждый родитель воспринимает своего ребенка как часть себя, поэтому любая негативная информация побуждает его начать защищаться, даже если педагог прав по сути вопроса. А лучшее средство защиты, как известно, нападение. Происходит конфликт.
Прежде чем сообщать родителю о плохом поведении ребенка понаблюдайте за собой, в каком вы сами находитесь эмоциональном состоянии. Если вы устали, раздражены, чувствуете злость, то любые ваши слова будут восприниматься как критика и осуждение. А значит сотрудничества не получится.
В таком случае лучше сначала привести свои чувства в порядок, успокоиться, глубоко подышать, переключиться на что-то другое (например рассматривать любой предмет, погоду за окном, мысленно отвлечься от ситуации).
Во время беседы держите в голове мысль о том, что вы не обвиняете и не ищите виноватых. Ваша цель совпадает с родителями – полноценное гармоничное развитие ребенка.
Есть специальные техники общения, которые помогают избежать конфликта.
Техника «Бутерброд». Сообщаем сначала что-то положительное о ребенке, что у него сегодня получилось, затем отмечаем негативное, и заканчиваем положительными фразами, такими как: «Давайте вместе подумаем как мы можем помочь ребенку», «Хотелось бы найти с вами взаимопонимание в этом вопросе». Здесь важно научиться замечать в каждом, даже самом трудном ребенке, положительные моменты. Такая техника, сказанная дружелюбной и спокойной интонацией, поможет родителю настроиться на сотрудничество, без желания обороняться.
Техника «Не поиск виноватого». В любой беседе важно научиться не обвинять, а призывать к совместному поиску решения. Иначе родители чувствуют вину и стыд за ребенка, что успешно маскируют агрессией. Будут полезны такие фразы как: «Давайте вместе попробуем поступить так…», «Очень важно нам действовать сообща», «Давайте мы с вами будем придерживаться общей стратегии».
Техника «Я-сообщение» - в разговоре говорим о себе, своих мыслях и своих чувствах: «Меня это тревожит», «В последнее время я замечаю». Не переходим на личность ребенка, не делаем обобщения, говорим о конкретном поступке и конкретном поведении ребенка.
Нужно постараться завершить разговор на положительной ноте, даже если он получился не таким, как вы хотели – улыбнуться на прощание ребенку и вежливо попрощаться с родителем.