наталья вискова
Памятка родителям «Ребенок не хочет идти в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка родителям по теме
«Ребенок не хочет идти в детский сад»
Государственный детский сад (ДБОУ – дошкольное бюджетное образовательное учреждение). Это обычный детский сад, который есть рядом с домом. Воспитатели получают зарплату от государства, а вы ежемесячно оплачиваете квитанцию, где указана весьма посильная для бюджета семьи сумма. Как правило, работает в режиме с 7.00 до 19.00, но можно найти сады с группами 8.00–20.00. В каждой группе – до 25 детей одного возраста. Два воспитателя, которые работают посменно (иногда один, с утра до вечера, и младший воспитатель (няня). Питание во всех государственных садах единообразно, и искать, где лучше накормят, нет смысла. Есть четкий режим с продолжительным тихим часом (обычно с 13.00 до 15.00, избежать которого не могут даже ребята подготовительных групп, многие из которых уже не нуждаются в дневном сне. Остальные пункты режима тоже не обсуждаются. Надо – значит, надо, и делай вместе со всеми. С детьми занимаются лепкой, рисованием, развитием речи, учат познавать окружающий мир, дают начальные логико-математические представления. За отдельную сумму могут быть предложены английский, углубленное эстетическое развитие, ритмика, подготовка к школе и некоторые другие занятия. Психологи сейчас работают почти во всех государственных детских садах.
Публикация «Памятка родителям „Ребенок не хочет идти в детский сад“» размещена в разделах
Зачем нам детский сад : 7 причин:
1. Учится общаться с другими детьми.
2. Постигает нормы социальной жизни.
3. Учится признавать авторитет «чужого» взрослого.
4. Развивается как личность.
5. Получает знания и опыт.
6. Становится более самостоятельным.
7. Это важно для семьи.
SOS! Он не хочет в детский сад! Как именно может проявляться нежелание:
-пытается уговорить родителя;
-активно сопротивляется;
-затягивает утренний ритуал;
-его поведение меняется;
-не желает говорить о садике;
-много болеет;
-постоянно жалуется.
5 главных причин нежелания ребенка идти в детский сад (по мнению психолога Юлии Василькиной)
Причина 1: Адаптационный синдром
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать садик, ведь все меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь буквально врываются следующие изменения:
четкий режим дня;
отсутствие родных рядом;
необходимость постоянного контакта со сверстниками;
необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
резкое уменьшение персонального внимания.
Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации : негативные эмоции, сниженные контакты со сверстниками и воспитателем, сниженная познавательная активность, временно растерянные навыки, нарушения сна, потеря аппетита, часто болеет, снижена речевая и двигательная деятельность.
Чем можно помочь ребенку :
-В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике.
-В выходные дни не меняйте режим дня.
-Не отучайте малыша от «дурных» привычек (например, поход в магазин за «Вкусненьким»)
-Постарайтесь создать дома спокойную, бесконфликтную обстановку.
-Дайте с собой в садик небольшую игрушку (лучше мягкую).
-Будьте терпимее к капризам.
-Призовите на помощь сказку или игру. Например: про Медвежонка, который тоже не хотел ходить в детский сад, а потом….
-Облегчите режим (например, забирать ребенка сразу после ужина или устраивать один раз в неделю выходной - по возможности)
Рекомендации - Спокойное утро
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен ребенок. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
1. И дома, и в садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно.
2. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче.
3. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). 4. У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь.
Причина 2: Сложные отношения с воспитателем
Когда вы оставляете ребенка в детском саду, самый важный вопрос: с кем вы его оставляете? Никто, думаю, не поспорит с тем, что личность педагогов, с которыми ребенок проводит большую часть дня, пока вы на работе, имеет первостепенное значение. Странно, но приходится наблюдать, как одного и того же воспитателя некоторые дети обожают, а другие – почти ненавидят. Первые будут обнимать, ласкаться, заглядывать в глаза и слушаться беспрекословно. Вторые – игнорировать, стараться не попадаться на глаза, а то и демонстративно нарушать запреты и правила. Поэтому и родители первой группы не понимают, о чем речь: их-то дети с удовольствием ходят в садик именно к этому воспитателю! Впрочем, иногда ситуация складывается по принципу «шила в мешке не утаишь», когда почти все родители считают, что им достался не лучший педагог. А некоторые готовы его терпеть, не более. В этом случае большинство детей к посещению садика относятся «прохладно» и уж тем более не рвутся туда.
Почему у ребенка «сложные» отношения с воспитателем? Истоки проблемы нужно искать либо в ребенке, либо в воспитателе. В результате возникает ситуация, которую можно охарактеризовать известным выражением «не сошлись характерами».
Чем можно помочь ребенку :
Поговорить с воспитателем: нужно!
В каких ситуациях необходимо разговаривать с педагогом?
1. Если произошел единичный, но серьезный случай, который повлек или мог повлечь физический или моральный вред для ребенка. Например, оскорбление или унижение перед остальными детьми, халатность, в результате которой ребенок заболел или пережил стресс.
2. Если что-то тревожащее повторяется систематически: беспричинные, на ваш взгляд, наказания, предвзятое или неуважительное отношение к ребенку.
Конечно, начинать разговор стоит только в том случае, если вы можете четко сформулировать суть своего недовольства и предложить рациональный путь выхода из ситуации.
Если договориться не получилось
Даже если диалог, по вашему мнению, не получился, не отчаивайтесь. Чем решительнее выглядят родители, готовые отстаивать интересы ребенка, тем меньше воспитатель захочет «связываться» с ними. Поэтому не стесняйтесь говорить о том, что вам не по душе, не бойтесь ухудшения отношения к ребенку.
С большой долей вероятности ситуация улучшится. Воспитатель, обдумав спокойно ваши слова и поняв, что вы настроены решительно, скорее всего постарается пойти на компромисс. Выждите после разговора хотя бы 7–10 дней, чтобы дать возможность педагогу сделать правильные выводы. Если же, несмотря на попытки договориться, недопустимые, с вашей точки зрения, случаи повторяются, придется идти выше. Оптимальным вариантом решения проблемы может стать перевод ребенка в другую группу или сад. Помните, что главное – защита интересов вашего малыша, его физического и психологического благополучия.
Причина 3: Нелюбимая еда
Каждому из нас нужен завтрак, обед и ужин для поддержания сил и здоровья.
Но все не так просто. Проблемы начинаются тогда, когда ребенок по каким-то своим внутренним причинам отказывается от садовской еды. Иногда настолько, что готов быть голодным целый день. Мало кто задумывается, насколько питание может стать краеугольным камнем для желания или нежелания посещать детский сад. Почему же некоторые дети отказываются от еды в саду с упорством, достойным иного применения? Как правило, эти дети и дома крайне капризны в еде, и родители мучаются с ними, так как их трудно накормить, просто приготовив что-то для семьи.
Чем можно помочь ребенку :
1. Пока ребенок адаптируется к детскому саду, не нужно утром кормить его дома.
2. Лучше подготовиться заранее. При подготовке ребенка к детскому саду нужно знакомить его с едой, которую там будут давать.
3. Не делайте из еды культа. Иначе говоря, не делайте тему питания напряженной. Не спрашивайте постоянно, что он ел или почему не ел снова. Это может лишь закрепить проблему, ведь ребенок чувствует вашу тревогу. Получается связь: «тревога – тема еды – ощущение опасности – нежелание есть».
4. Не ругайте ребенка! Приходилось общаться с родителями, которые старались решить проблему силовыми методами. Ругали ребенка и наказывали, например, не разрешая дома есть то, что он любит. Грозили тем, что он не вырастет или заболеет.
Если ребенок продолжительно отказывается от еды в саду (например, в течение нескольких недель) и прогресса не наблюдается, то в силу вступают иные рекомендации:
1. Перестройте режим питания и нахождения ребенка в детском саду.
2. Обязательно посетите гастроэнтеролога!
3. Обязательно поговорите с воспитателями!
Причина 4: Гиперопека в семье
Привязанность и любовь ребенка к своим родным – неоспоримое благо. Именно эта взаимная любовь помогает ему расти и крепнуть, как цветку под ласковым солнышком. Но где та грань, когда привязанность становится слишком сильной, почти проблемной? Пока ребенок находится в домашнем мирке, это может быть неочевидным. Но как только он выходит в «большой мир» (а детский сад – это его часть, то многое становится ясным. Ребенок, привыкший быть ведомым, не может действовать активно. Он тревожен, безынициативен, пуглив в отсутствие «группы поддержки». Он «замирает» и пережидает ситуацию, где он один, никак не пытаясь вписаться в нее. Часто такие дети идут в сад позже, в 4–5 лет, и на контрасте с другими ребятами заметно, как неразвиты их навыки самообслуживания. Действительно, их родные многое брали на себя, стараясь облегчить то процесс одевания «непослушной» одежды, то еды, то уборки.
Хорошо ли такому ребенку в детском саду? Бывает по-разному.
Итак, ребенок не хочет в садик. И причина – не «плохой» детский сад, воспитатели и отношение к нему, а то, что он скучает без родных, без привычного мира с его сложившимся распорядком и заботой. Это нормально, пока не становится «слишком». Ребенок так любит вас, что это мешает ему перейти на новую ступеньку независимости и самостоятельности. Как действовать, чтобы и любовь осталась, и садик перестал быть враждебным местом?
Чем можно помочь ребенку :
1. Предоставьте ребенку самостоятельность. Настаивайте на том, чтобы у него появились обязанности. Все, что по возрасту он должен делать, обслуживая себя, должно войти в его и ваш быт. Конечно, это не слишком быстрый путь. Начните с того, что ему будет необходимо в первую очередь: самостоятельное одевание, еда, туалет, уборка. Одинаковые требования дома и в саду снизят напряжение.
2. Это – необходимость. Дети, чьи родители уверены в правильности своего выбора, адаптируются быстрее и легче. Они ощущают себя частью семейной системы и, если посещение садика необходимо, принимают это. Гораздо хуже, когда ребенок чувствует неуверенность взрослых: то ли нужно ходить, то ли не нужно.
3. Доверяйте воспитателям.
4. Переживите этот момент!
Причина 5: «Меня обижают!»
(эта причина характерна для старшего-подготовительного возраста)
И еще несколько причин «на закуску» :
1. Агрессивные дети.
2. Стеснительные дети.
3. Гиперактивные дети.
4. «Неудобные» дети.
5. Часто болеющие дети.
6. Дети с одиночеством внутри.
Ошибки, которые не стоит допускать
Иногда родители совершают ошибки, приводящие к тому, что ребенок начинает бояться садика. Чего же делать нельзя?
1. Нельзя показывать ребенку свою тревогу.
2. Нельзя пугать детским садом и воспитателями.
3. Нельзя критиковать садик и воспитателей перед ребенком.
4. Нельзя обманывать ребенка.