Лучший педагог года

Памятка-рекомендация для родителей детей с нарушением зрения «О важности развития навыков самообслуживания»

Елена Бережная
Памятка-рекомендация для родителей детей с нарушением зрения «О важности развития навыков самообслуживания»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитывая детей с нарушениями зрения, важно помнить о том, что дети нуждаются в целенаправленном формировании специальных навыков и действий. Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с Вами, Ваше доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка. Недооценивая возможности Вашего ребенка, Вы подавляете проявления активности и самостоятельности. Это может привести к тому, что ребенок вырастет эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Отрицательно сказывается на развитии ребенка и проявление другой крайности: когда Вы переоцениваете его возможности, предъявляете к нему завышенные требования. Это может сформировать у ребенка чувство неуверенности, он становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Публикация «Памятка-рекомендация для родителей детей с нарушением зрения „О важности развития навыков самообслуживания“» размещена в разделах

Родители должны понимать, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т. е. самостоятельно, без участия взрослых.

Одна из трудных задач сформировать у слепого ребенка навыки самообслуживания.

Одевание

У ребёнка не получается одеваться самостоятельно, не легче ли всё сделать родителям?

Да, нелегко смотреть, как ребёнок мучается, натягивая на себя футболку или брюки. Ваша задача, уважаемые родители, помочь ему научиться справляться с этими непослушными предметами одежды, тем самым преодолевая свою беспомощность. Обучение происходит достаточно медленно, поэтапно и требует от родителей максимум терпения и постоянства. При появлении в гардеробе ребёнка ещё незнакомого вида одежды или предмета одежды с новыми деталями, родителям рекомендуется использовать приём «рука в руке» с озвучиванием всех своих действий. Например, «Найдём у свитера переднюю сторону, разложим его на диване так, чтобы передняя сторона оказалась внизу, найдём самое большое отверстие и просунем в него голову, найдём отверстие для головы – это горловина свитера, затем найдём руками два небольших отверстия с правой и левой сторон – это рукава, просунем в них руки, расправим надетый свитер». Степень самостоятельности ребёнка изменяется постепенно, а помощь взрослого строго дозируется в зависимости от возможностей малыша. Со временем она должна быть сведена к простому наблюдению за действиями ребёнка. Не забудьте и том, что ребё нок должен учиться ухаживать за своими вещами: не бросать их на пол, а сначала просто расправлять и складывать их на стульчик, диван, постепенно учиться развешивать на плечики, складывать в шкаф. Важным моментом в обучении малыша чему-либо является поддержка со стороны взрослого. Не оставляйте без внимания любые проявления самостоятельности ребёнка, выражайте свою искреннюю радость даже от самого незначительного прогресса в обучении Вашего малыша.

-Как научить ребёнка одевать вещи правильно, не на изнанку и в нужном порядке?

Учите ребёнка быть внимательным при одевании. Сначала рассмотрите одежду, аккуратно разложенную на диване или висящую перед ребёнком на «плечиках». Обратите внимание ребёнка на то, где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди, а где задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр., по фактуре ткани, по рубчику, образуемому швами с изнаночной стороны. В верхней части одежды всегда находится горловина (воротник) – у платьев, футболок, рубашек; пояс или резинка и застёжки – у юбок, брюк, шортов. К особенностям той или иной вещи можно отнести нюансы кроя – наличие в определённом месте выреза или разреза, рисунка, кармана, вышивки т. д. Например, к часто встречающимся характеристикам относятся: вертикальный шов на шапках с изнаночной стороны сзади, нашивки (лейбочки) на кофтах, рубашках и платьях с изнаночной стороны сзади в области воротничка, застёжки (пуговицы, молнии, кнопки) на брюках и шортах находятся спереди. На изнаночной стороне одежды помимо уже перечисленных швов, нашивок также можно найти ярлыки и подгиб ткани. Для безошибочного определения лицевой и изнаночной сторон, верха и переда вещей хорошо помогают метки. Такими меткам могут быть хорошо различимые наощупь, часто встречающиеся характеристики одежды или какие-либо особенности конкретной вещи. В случае, если изнанку определить трудно (а это бывает, например, с колготками, рейтузами, опытные родители советуют пришивать метку: яркую пуговку или маленький лоскуток ткани. Так пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребёнка ориентиром, помогающим определить переднюю-заднюю и лицевую-изнаночную стороны колготок. Такая пуговка-подсказка может стать личной меткой одежды Вашего ребёнка, по которой он сможет отличить свою одежду от чужой в детском саду (например, отыскать свою спортивную форму в случае, если она затерялась среди десятка внешне ничем не отличающихся костюмов, форму для ритмики и т. д.). Такая метка должна быть хорошо усвоена ребёнком и зрительно, и с помощью осязания. Хорошо, если на всей одежде будут одинаковые метки. Необходимо сделать метки и на обуви, чтобы ребёнок не путал левый и правый башмачки. Так, на всех правых сандаликах, тапках в удобном месте можно наклеить кусочек лейкопластыря. Чтобы научить ребёнка надевать туфли правильно, обратите его внимание на застёжку. Она всегда должна быть с внешней стороны. Сначала он, естественно, будет путать и надевать, как получится. Но постепенно это запомнится. Обычно, детям показывают, поставив туфли рядом, как расположены относительно друг друга мысы. В случае с ребёнком, у которого нарушено зрение это несколько сложно. Постепенно ребёнок, хоть и позже, но научится определять правый и левый башмачки без использования меток.

В качестве меток могут быть использованы плоские пуговицы, кусочки материи с грубой фактурой, простая вышивка из ниток мулине, специальные пасты или краски для нанесения объёмных меток. Метки на вещах делают в одном, чётко определённом месте, например, на изнаночной стороне вещи спереди на подоле или в области горловины… Для усвоения ребёнком правильного порядка надевания вещей важно, чтобы все люди, одевающие малыша (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя и пр., сами всегда чётко соблюдали его и озвучивали все свои действия в процессе одевания. Когда ребёнка раздевают или он раздевается сам, нужно чтобы вещи складывались или развешивались в той последовательности, в какой ребёнок будет их надевать, тогда сами вещи станут для малыша подсказкой последовательности их надевания. Прививайте ребёнку привычку складывать свою одежду аккуратно, каждый раз в одно и то же место (полка, плечики, шкаф).

-Застёжки на одежде (крючки, замки и т. д.) – можно ли заменить их на липучки?

Неразъёмными молниями и липучками целесообразно заменять пуговицы, шнурки, крючки, кнопки, разъёмные молнии и карабины на одежде и обуви до трёхлетнего возраста ребёнка. В два года малыш должен уметь застёгивать и расстёгивать кнопки, молнии и шнуровки, а в три года – пуговицы и крючки. Немаловажно и то, что, обучая ребёнка застёгивать и расстёгивать различные застёжки, вы не только формируете у него навыки опрятности, но одновременно с этим развиваете моторику ребёнка, которая в свою очередь способствует развитию речи, внимания, мышления и целеустремлённости Вашего малыша. К трём годам ребёнок должен уметь самостоятельно снимать майку, рубашку, штанишки, колготки, тапочки и одеваться с минимальной помощью взрослых. После трёх лет учите ребёнка полностью самостоятельно раздеваться. Раздеваться легче, чем одеваться, поэтому начать лучше именно с этого. Покажите ребёнку, как снять носки, оттянув его рукой резинку и стянув её вниз с пятки. Затем трусики, колготки, рубашку или футболку. Когда он всё это освоит, научите выворачивать снятые вещи на лицевую сторону и аккуратно складывать в определё нное место: на стул, диван, или кресло (в шкаф, на полку). Одеваться лучше начинать учить с трусов и колготок, потому что обе руки свободны и ребёнок может легко ими совершать нужные манипуляции. Обращайте внимание ребёнка на то, что для пятки существует специальное углубление, в которое она должна попасть. Учите его определять по характерным признакам, где у одежды перед, а где спинка. Футболку или свитер легче надевать, начиная с головы. Найти самое большое отверстие, горловину, проще, а главное, потом ребёнку будет легче просунуть руки в рукава. Справиться с пуговицами и шнурками можно лишь при условии, если хорошо развиты пальцы рук. Если ребёнку трудно просунуть пуговицу в петлю, пальцы его не слушаются, необходима тренировка. Помимо общих упражнений для развития и укрепления пальцев рук необходимы специальные игры-упражнения с пуговицами и другими застёжками. Чтобы превратить эти занятия в интересную игру, можно изготовить или купить специальный коврик-тренажёр. К полотну с помощью пуговиц прикрепляют вырезанные из обрезков ярких тканей различные детали, используя единый сюжет. Можно изготовить из обрезков ярких тканей весё лых зверюшек: зайчиков, котят, мишек. Прежде чем поиграть с такой игрушкой, ребёнку предстоит её собрать, так как детали – голова, лапки, ушки, хвостик – пристёгиваются к туловищу игрушки пуговками. Постепенно задания можно усложнять, например, дополняя коврик-тренажё р новыми деталями: ленточками для завязывания узелков и бантиков, кнопками, крючкам, пряжками и пр. Со шнурками на обуви справиться сложнее. На первых порах их можно заменить, вставив в отверстия выкрашенную в цвет обуви бельевую верёвку. Ботинок при этом шнуруется резинкой, вместо узелка концы зашиваются. Постепенно ребёнка необходимо учить шнуровать ботинки. Для этого рекомендуется ещё один тренажё р: кусочек фанеры или плотного картона с двумя параллельно расположенными рядами отверстий и разноцветные шнурки.

-Как приучить ребёнка к порядку в одежде, к опрятности?

С самого раннего возраста ребёнок должен иметь своё место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было доступным для ребёнка. Приучайте ребёнка аккуратно складывать одежду и обувь в определённом месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твёрдыми и последовательными в своих требованиях. Ведь от привычки с детства к порядку в вещах и от умения сохранять этот порядок будет зависеть очень многое для Вашего ребёнка в детском саду и позднее в школе. Важно научить ребёнка с нарушенным зрением контролировать свой внешний вид. Объясните, что, если он появится небрежно одетым, грязным среди людей, над ним будут смеяться, с ним будет неприятно общаться. Обучите ребёнка приёмам контроля за своим внешним видом. Например: «Застегнувшись, проведи рукой по пуговкам: все ли они застёгнуты, каждая ли пуговица нашла именно свою петельку; одёрни платье спереди и сзади (нагнувшись, одёрни брюки); если есть поясок, посмотри, не болтается ли он» т. д. Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привычкой для Вашего ребёнка, непременным действием, сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания.

Туалет

-Как приучать ребёнка пользоваться взрослым туалетом?

Внимательно обследуйте вместе с ним туалетную комнату: осмотрите, где находится унитаз, где рычажок для спуска воды, где туалетная бумага. Приучайте ребёнка к особой аккуратности в туалете. Учите не касаться унитаза руками ни дома, ни в гостях, ни в общественном месте. Коснувшись унитаза коленками, ребёнок может в достаточной степени оценить и место его расположения, и высоту. Наблюдайте за ребёнком в туалете в течение длительного времени. Вы можете быть спокойны только тогда, когда действия Вашего ребёнка будут доведены до автоматизма.

Личная гигиена

-Как обучить ребёнка элементарным гигиеническим навыкам (чистка зубов, мытьё рук и т. д. ?

Когда Вы с ребёнком выполняете те или иные гигиенические процедуры, нужно не забывать и обязательно всё комментировать объяснять, что Вы делаете, для чего Вы это делаете, каким образом и где (в каком помещении Вашей квартиры или дома). Важно, чтобы все предметы и средства личной гигиены, которые могут понадобиться ребёнку, находились в зоне его доступа и на своих постоянных местах. Обучая ребёнка умываться, внимательно осмотрите ванную комнату: всё ли в ней удобно для ребёнка, может ли он достать до крана и самостоятельно включить воду, взять умывальные принадлежности, найти своё полотенце. Например, ребёнок должен иметь возможность самостоятельно дотянуться до крана, открыть воду, взять мыло, полотенце. Купите малышу яркие и удобные умывальные принадлежности: зубную пасту и щётку, мыльницу, стаканчик для полоскания рта. Всё это должно находиться в доступном для ребёнка месте.

Учить умываться лучше в ванне во время купания. Ребёнок не будет испытывать дискомфорт от того, что его одежда (рукава) намокла. Покажите, как держать ладошки «ковшиком», зачерпывать воду и поливать на лицо. С раннего возраста необходимо обучать ребёнка чистке зубов – это способствует их сохранению, а также вырабатывает привычку следить за гигиеной полости рта. Процесс чистки зубов проблем, как правило, не вызывает. Главное, показать ребёнку движения. Совместными действиями покажите ребёнку, как надо правильно чистить зубы (движениями сверху вниз и снизу вверх, захлёстывая десну, с внешней и с внутренней стороны). И ещё, - необходимо наложить пасту на щётку. Чтобы паста, выдавливаемая ребёнком из тюбика, попадала именно на щетину щётки, а не на руки, учите ребёнка правильно держать щё тку: щетиной вверх и так, чтобы указательный пальчик был вытянут вдоль щетины, образуя бортик. Ребёнок, держа тюбик с пастой в левой руке, помещает его отверстие на начало ряда щетинок и, осторожно надавливая на тюбик, двигает его по щетине. Указательный пальчик придерживает выдавливаемую пасту. Если зрительные возможности ребёнка сильно ограничены, то пасту нужно выдавливать не на щётку, а прямо в рот на зубы, при этом можно контролировать языком, достаточно ли выдавил. Затем щёткой паста распределяется равномерно, и далее процесс уже ничем не отличается от стандартной чистки зубов. После чистки зубов ребёнок должен прополоскать рот водой из своего стаканчика.

Личная гигиена обычно связана с режимом дня. Например, если ребёнок чистит зубы во время утреннего туалета и затем вновь перед сном, он вскоре научится чистить зубы именно в это время. Следите за тем, чтобы у ребёнка сформировалась чё ткая схема действий при умывании:

1. Вымыть с мылом руки.

2. Почистить зубы, прополоскать рот.

3. Вымыть лицо, шею, уши.

4. Вытереться полотенцем.

5. Привести в порядок умывальные принадлежности: закрыть тюбик с пастой, промыть под струёй воды щётку, поставить их в свой стаканчик, повесить на крючок полотенце.

Обучаясь умыванию, дети с недостатками зрения не всегда могут быть аккуратными в ванной. Непременно будут и расплёсканная вода, и размазанная зубная паста. Какое-то время придётся мириться с этим. Но постепенно приучайте ребё нка к аккуратности: «Если ты будешь делать сильный напор воды, она будет выплёскиваться на пол, и нам с тобой придётся её вытирать, а это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку…» Хорошо, если умывание станет для ребёнка не только привычкой, но и приятной процедурой!

Прежде чем ребёнок начнёт мыть руки, покажите, как Вы сами моете и вытираете руки. Объясните, что Вы делаете: «Я намыливаю руки, поворачиваю мыло в своих руках, я мою руки, чтобы смыть грязь перед едой».

Приём пищи

-В каком возрасте нужно учить ребёнка самостоятельно и аккуратно кушать?

Начинать обучать ребёнка с нарушенным зрением самостоятельности в еде необходимо уже в 2-3 года. Начинать учить ребёнка пользоваться ложкой нужно не позднее, чем в 2 года. Встаньте за спиной ребёнка, возьмите ложку его рукой и зачерпывайте пищу. Повторяйте многократно, пока не начнёт получаться, и лишь после этого покажите, как подносить ложку ко рту. Обучая ребёнка чему-либо, всегда стойте сзади и накладывайте свои руки на его. Таким образом, он будет совершать движение самостоятельно и запоминать его.

Уже к трём годам ребёнок должен уметь кушать самостоятельно. Для облегчения процесса обучения ребёнка аккуратному приёму пищи полезно класть еду на тарелку всё время одинаково, а предметы, необходимые для еды, должны иметь чётко определённое место на столе, чтобы у ребёнка могли сформироваться точные движения и были сведены к минимуму неприятности, связанные с собственной неловкостью (уронить, разбить что-то). Также можно научить ребёнка использовать кусочек хлеба, в качестве главного помощника, во время еды, а также салфетку – во время и по окончании приёма пищи. Всегда полезно помнить, что Вы знаете своего ребёнка лучше всех, и только Вы можете найти наиболее удачный подход к нему! Обучая ребёнка самостоятельному приёму пищи, рассказывайте ему о любых своих действиях: какую пищу Вы приготовили, что сейчас ребёнок будет есть, как Вы зачерпываете еду ложкой из тарелки, подносите её ко рту и т. д. Каждый раз во время кормления ставьте тарелку, чашку и другую посуду на одно и то же место, покажите ребёнку, как одной рукой можно придерживать тарелку, а другой кушать.

Любое блюдо, которое появляется на Вашем кухонном столе, не возникает само по себе. Для этого необходимо купить определённые продукты, а из них приготовить обед или ужин. Разговаривайте об этом с ребёнком, иначе он так и будет считать, что многое из того, что он употребляет в пищу, существует само по себе. А ещё лучше ходить вместе на рынок и по магазинам, сейчас существует огромное множество супермаркетов с самообслуживанием : во первых, там большой ассортимент товаров одного вида (можно сравнить упаковки по форме, весу и даже по запаху, во-вторых, всегда найдётся что-то новенькое и интересное, то, что раньше Вы ещё не смотрели и не обсуждали с ребёнком. У каждого отдела в магазине есть свои принципиальные отличия (запах, температурный режим, наличие полочек или стеклянных витрин т. д., их тоже можно обсудить, совершая очередную покупку продуктов. Дома, во время приготовления пищи, показывайте и рассказывайте ребёнку, как изменяются свойства купленных Вами продуктов, например, что морковь бывает сырая: она твёрдая, хрустящая, сочная, свежая и т. д., а может быть и мягкой, но для этого её нужно отварить. Когда дети знакомятся с новым для себя блюдом, то должны иметь представление о том, из чего оно приготовлено и как выглядит.

-Нужно ли разрешать ребёнку трогать пищу руками?

Нет ничего страшного в том, что на первых этапах обучения самостоятельному приёму пищи Вы дадите ребёнку возможность потрогать пищу разной консистенции (крекер, пудинг, кукурузные хлопья, кусочки плавленого сыра, спагетти, сухой рис и т. д.) руками, прежде чем положить в рот. Выполнив эти манипуляции с пищей, ребёнок будет знать, что предстоит ему кушать. Ребёнку с патологией зрения необходимо удостовериться, действительно ли это то блюдо, о котором говорила мама, не слишком ли оно горячее, сколько налито в тарелку, где именно лежит котлета, а где огурец. Словом, это проявления обычного ориентировочного рефлекса. Еда руками будет способствовать развитию осязательного восприятия и мелкой моторики рук Вашего малыша. Когда начинаете кормить ребёнка за столом вместе с другими членами семьи (примерно с трёх лет, когда он уже ест самостоятельно, ребёнок должен учиться обследовать содержимое тарелки столовым прибором (ложкой или вилкой, а не руками, что было позволительно ранее. Малышу нужно объяснить, что окружающим неприятно смотреть на то, как он «копается» в своей тарелке. Хорошо, если в Вашей семье выработаны определённые правила сервировки стола, и ребёнок эти правила знает и выполняет. При этом все поисковые движения за столом сведены к минимуму, и Вы почти застрахованы от пролитого супа, опрокинутого чайника, разбитой чашки. Правила могут быть предельно просты, но должны неукоснительно соблюдаться всей семьёй. Например, яркая салфетка на столе, служащая контрастом, на ней тарелка с едой, справа ложка или вилка, слева блюдце с хлебом. Под блюдцем – бумажная салфетка. За тарелкой прямо перед ребёнком чашка или стакан с каким-либо напитком. Ребёнок легко запомнит расположение предметов на столе и сможет помогать Вам готовить стол к обеду.

Необходимо научить ребёнка с патологией зрения ориентироваться и в собственной тарелке. При этом следует подключать все сохранные органы чувств: остаточное зрение, обоняние и, безусловно, осязание. Поиграйте с ребёнком в игру «Что сегодня на обед?» Пусть он попробует по запаху определить, какое блюдо приготовила мама. Если ребёнок пробует что-то впервые дома, разрешите ему обследовать это блюдо руками, чтобы он имел полное представление о нём. Впоследствии ребёнку уже не понадобится такое детальное обследование, так, как он уже будет иметь конкретный образ этого блюда, и Вы сможете быть спокойны, что в гостях или дома, когда будут подавать это блюдо, ему просто незачем будет лезть в тарелку руками. Выработайте вместе с ребёнком определённую схему раскладки пищи на тарелке. Например, котлета, мясо, рыба всегда будут находиться справа, гарнир – слева. Следуйте этому правилу неукоснительно (и дома, и в общественной столовой). Научите ребёнка обследовать содержимое тарелки не рукой, а вилкой или ложкой. Приборы должны стать продолжением его руки. Так, вилкой, можно определить количество пищи в тарелке, расположение составляющих блюда, его вязкость, твёрдость и пр.

Учите ребёнка начинать еду с самого маленького кусочка, чтобы удостовериться, что пища не горячая. Эта привычка к осторожности поможет ребёнку в дальнейшем не попадать в затруднительное положение. Главным помощником ребёнку во время еды может быть кусочек хлеба или, как дети обычно его называют, «корочка-помогалочка». Этой корочкой – своеобразной насадкой на левую руку – ребёнок помогает себе зачерпнуть или наколоть пищу, придерживает кусочек, чтобы, не обронив, донести его до рта.

Приучайте ребёнка следовать определё нному порядку действий при еде:

1. Проверь, как сервирован твой стол. Найди на столе все нужные тебе предметы. Разложи всё так, как тебе привычно и удобно.

2. Определи (с помощью зрения, по запаху) какое блюдо тебе подали.

3. Обследуй содержимое тарелки вилкой или ложкой. Разверни тарелку так, чтобы было удобно и привычно.

4. Ешь не спеша. Помогай себе кусочком хлеба.

5. Поев, проверь вилкой или ложкой, всё ли ты съел. Пирожковую тарелку можно проверить рукой.

6. Вытри салфеткой рот.

7. Вилку или ложку положи на пустую тарелку. Туда же можно положить использованную салфетку. 8. Обязательно поблагодари за обед.

Не забывайте, что ребёнок с тяжёлым нарушением зрения не всегда может научиться этим, казалось бы, «мелочам» самостоятельно, по подражанию окружающим. Ваш малыш так и останется в неведении, если Вы не будете учить его этим «мелочам» целенаправленно.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Дидактические пособия для развития навыков самообслуживанияДидактические пособия для развития навыков самообслуживания дидактические пособия для развития навыков самообслуживания. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами дидактическими пособиями.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка-рекомендация для родителей детей с нарушением зрения «О важности развития навыков самообслуживания»
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 17:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка-рекомендация для родителей детей с нарушением зрения «О важности развития навыков самообслуживания»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бережная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД