Ольга Шелудкова
Памятка по написанию модульного планирования
▼ Скачать + Заказать документы
Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы». В нем формулируются задачи по реализации образовательных областей Программы, решение которых позволит в рамках выбранной темы достичь предполагаемых результатов.
Модуль 2. «Взаимодействия педагога с детьми» включает в себя 2 раздела: 2.1. «Непосредственно-образовательная деятельность» и 2.2. «Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах». В разделе 2.1 планируется деятельность детей в соответствии с учебным планом. Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, практики, иных видов учебной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (Закон «Об образовании в РФ»). Учитывая специфику дошкольного образования — отсутствие предметного характера содержания образования на данной ступени, реализацию образовательных областей через детские виды деятельности, — учебный план представляет собой сетки непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПиН.
Темочки:
Тематика деятельности может определяться в рамках реализуемой темы, а может быть независимой от темы. Музыкальная и двигательная деятельность планируются совместно воспитателем и специалистом, формой проведения, как правило, является занятие, в графу «содержание» вписывается тема, либо краткое содержание деятельности. Остальные виды деятельности организуются в форме развивающей образовательной ситуации (специально спроектированного, организованного вида деятельности детей и педагога, основной формы реализации образовательных задач: освоение содержания, способов познания и применения их в других видах деятельности; развивающих задач: личностное, интеллектуальное, эмоциональное развитие, развитие психических процессов; воспитательных: становление и развитие детских интересов, творческих проявлений, поведенческих и коммуникативных умений, умений действовать и выражать мысли сообразно ситуации и обстановке.
При планировании развивающей образовательной ситуации необходимо учитывать ее логику в реализации комплексно-тематического планирования образовательного процесса, взаимосвязь с предшествующей деятельностью и перспективой, отраженных в разделе 2.2.
Требование к выбору сюжета развивающей образовательной ситуации – наличие общей ориентировки детей в предлагаемом им содержании, в способах практических и умственных действий.
«Коммуникативная деятельность» - реализация образовательной области «Речевое развитие». Планируется деятельность, направленная на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Ситуация может быть похожа на ознакомление с каким-либо объектом, может создаваться на основе каких-то событий, праздника, рассматривания иллюстраций, чтении книги. Ситуация может имеет форму дидактической игры, которая включает следующие компоненты: введение в игровую ситуацию (детям предлагается ситуация мотивирующая их к дидактической игре, актуализация и возникновения трудностей в игровой ситуации.
«Познавательная и исследовательская деятельность» - включает деятельность способствующую развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становление сознания; развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Для возникновения интереса детей к познанию необходимо, чтобы систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни, давались им в доступной форме.
Особенно интересны для детей ситуации, где нужно догадаться, приять решение, прочитать загадочные письма, раскрыть секрет, расшифровать волшебные знаки, найти пропавшего героя и т. д. Развитие ситуации поддерживается введением разнообразных игровых полей, схем, иллюстраций, возможно использование дидактических материалов, мультимедийной техники. Игровым полем может быть схема города или отдельного района, игры по типу гусек и др.
Она может быть проведена в форме исследования или квест-игры, исследования, моделирования, опытов и экспериментов.
Познавательно-исследовательская деятельность планируется в трех направлениях : исследование объектов живой и неживой природы, познание предметного и социального мира, математическое и cенсорное развитие.
Важно выдерживать деятельностный подход при организации развивающих образовательных ситуаций, выходить на них только после того, как у детей уже имеются определенные знания и умения, чтобы дети не выступали в роли пассивных слушателей. Предварительную работу можно проводить в виде беседы, общения взрослого с ребенка, просмотра мультфильмов и фильмов, доступных детскому восприятию, работой с детскими энциклопедиями, знакомства с презентациями и т. д. и эта предварительная работа уже входит в развитие сценария образовательной ситуации.
«Изобразительная деятельность» - планируется как организация продуктивной деятельности, добровольной, строящейся на партнерстве с включенным в нее взрослым. В работе с детьми старшего дошкольного возраста, педагог должен, прежде всего, ориентироваться на общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Однако задачи развития специфических способов и умений не исчезают вовсе из его поля зрения, но они приобретают как бы вторичный характер. Воспитатель использует само стремление ребенка к реализации определенной цели, воплощению замысла в продукте с заданными условиями для включения в его арсенал новых средств и способов, позволяющих совершенствовать работу. Деятельность необходимо строить в двух направлениях: движение к точности (копирование образца, учет заданных извне параметров будущего продукта); творческая разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества. Организуя изобразительную деятельность и подбирая тематику деятельности необходимо удовлетворить потребность ребенка в созидании. А для этого ребенок должен увидеть плоды своего труда, которая продолжит свою жизнь в группе или дома.
«Чтение художественной литературы» - благодаря чтению художественной литературы ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой. Условно функции художественной литературы можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственная и эстетическая. Содержание познавательно-нравственной функции заключается в активизации воображения ребенка, расширении осведомленности о мире, особенно о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом; освоении таких методов упорядочивания информации, как причинно-следственные и временные связи между событиями; освоении моделей человеческого поведения в различных ситуациях, формировании ценностных установок к различным явлениям действительности.
К эстетической функции относится ознакомление и приобщение к словесному искусству, и развитие хорошей разговорной речи за счет знакомства с литературным языком, ориентация ребенка на индивидуальное словесное творчество через образцы, данные в литературных текстах, воспитании культуры переживаний и чувств. Принцип подбора художественных текстов заключается в том, чтобы они являлись смысловым фоном и значимым стимулом для реализации продуктивной, познавательно-исследовательской и игровой деятельности. Чтение художественной литературы, предполагает не само чтение взрослого детям, а деятельность на основе художественного текста. Чтение должно входить в режимные моменты и включать в себя длительное чтение, знакомство с поэзией, фольклором, короткими произведениями, литературные викторины, путешествия по сказкам, драматизации и др. Для того, чтобы деятельность носила развивающий характер, воспитатель должен очень хорошо знать детскую литературу и использовать ее развивающий потенциал для проектирования образовательной ситуации.
Совместная деятельность воспитателя с детьми и культурные практики эта неформализованная деятельность, занимающая большую часть времени, которое проводит ребенок в дошкольной образовательной организации, Это игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и коммуникативная практика. Эта деятельность может быть организована не со всей группой, а с частью детей, но с таким расчетом, чтобы дети, участвующие в деятельности могли рассказать и научить впоследствии других детей. В этот раздел плана входят ситуации общения, темы бесед и разговоров с детьми, игровые тренинги. Игровая деятельность включает все виды игр, игры-драматизации, досуг здоровья и подвижных игр.
Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей»-
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В разделе размещается перечень предметного оснащения развивающих центров в соответствии с реализуемой темой. Предполагается, что в центрах царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Развивающая предметно-пространственная среда формируется в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями по основным направлениям детской деятельности. Включает игровые и учебные материалы, достаточные для самостоятельных, подгрупповых и групповых занятий. В свободном доступе должны быть неоформленные открытые мероприятия, стимулирующие приобретение навыков предпочтения, письма, сотрудничества (кооперации, проявление фантазии, воображения, способствующие созданию атмосферы приключений, открытий.
Основой для ежедневного стимулирования инициативы и активности детей служат создаваемые взрослыми модели (преднамеренно выложенные, расставленные, скомпонованные, предметы, игрушки, пособия. Здесь целесообразно использование индивидуальных листов с заданиями, которые ребенок может подписать. Преимущество такой деятельности в том, что ребенок с этим материалом может работать в своем индивидуальном темпе, содержание носит интегрированный характер, ребенку обеспечивается возможность выбора, так как на листе размещается несколько вариантов заданий.
Содержательный компонент развивающей предметно-пространственной среды изменяется в процессе и вследствие реализации темы. Целесообразно внесение в план оснащение прогулки.
3.2. «Детская инициатива в различных видах деятельности» (способы направления и поддержки детской инициативы «недирективная помощь») - планируется деятельность обеспечивающая помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, в самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей и проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, творческой деятельности. Полноценно этот раздел может быть спланирован, при использовании технологии «План-дело-анализ», при которой дети участвуют в планировании, имеют возможность самостоятельно добывать знания, работая в центрах активности, презентуют результаты своей деятельности по ее окончании На данном этапе это могут быть следующие мероприятия: НОД по предложению детей, детские мини-проекты, обсуждение - подведение итогов самостоятельной деятельности, организация помощи малышам, проведение тематических дней. Один из основных принципов ФГОС ДО (1.2. п. 2) является «…поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду»
Поддержка (психолого-педагогическая поддержка) - оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной коммуникацией (О. С. Газман).
Педагогическая поддержка представляет собой: деятельность по становлению субъектной позиции ребенка; деятельность педагога в условиях проблемной ситуации ребенка; деятельность, опирающуюся на активность ребенка и служащую опорой этой активности; деятельность, которая создает условия для самоопределения и самореализации ребенка в естественной, конкретной жизненной ситуации.
Н. Б. Крылова определяет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя:
взрослый должен обеспечить условия развития ребенка, опираясь на его индивидуальные потребности и интересы;
взрослый должен быть готов оказать помощь ребенку и взаимодействовать с ним, побуждая его самостоятельно решать собственные личностные проблемы;
взрослый не может навязывать ребенку те или иные поступки или стиль поведения, он может лишь побуждать к осмыслению его прав, возможностей и ответственности;
взрослый должен уважать право ребенка на выбор и проявление «самости», особенности становления ребенка как полноправного субъекта деятельности.
3.3. Индивидуально – ориентированное взаимодействие (еженедельно)
Деятельность воспитателя направленная на педагогическую поддержку детей и помощь в преодолении трудностей и проблем самореализации в различных видах деятельности
Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»
Педагогический мониторинг- изучение особенностей семейного воспитания, традиций семьи, выявление факторов семейного неблагополучия, проблем в воспитании детей, удовлетворенности деятельностью педагогов, анкетирование, беседы, диагностические игры.
Педагогическая поддержка (мероприятия, способствующие сплочению родительского коллектива, детей родителями, совместная деятельность на темы совместных путешествий, увлечений, творческой деятельности, формирование традиций группы)
Педагогическое образование (удовлетворение образовательных запросов родителей, семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, родительские клубы)
Совместная деятельность педагогов и родителей (совместные праздники и досуги, детские дни рождения, формирование групповых традиций, совместные с детьми формы деятельности)
Представленные компоненты модульного проектирования образовательного процесса способствуют построению образовательного процесса в контексте современных требований.