Ирина Тараканова
Памятка для педагогов о формировании предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной сре
де:[/b]
1. РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства (группы, материалов, оборудования и инвентаря)
1.1РППС должна обеспечивать возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательной активности детей, а также уголка уединения.
1.2 РППС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;
- организация инклюзивного образования
- учёт национально-культурных, климатических условий
- учёт возрастных особенностей
Публикация «Памятка для педагогов о формировании предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
1. 3 РППС должна быть:
1. Содержательно-насыщенной
2. Трансформируемой (изменялась)
3. Полифункциональной (мебель, маты, ширмы, модули)
4. Вариативной (наличие различных пространств- для игры, конструирования, уединения и др.)
5. Доступной (для детей с ОВЗ и инвалидов)
6. Безопасной (соответствие всех элементов требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования)
При проектировании РППС по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо выделять следующие основные составляющие:
-пространство;
- время;
- предметное окружение.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно - ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.
Особенности построения РППС в условиях ДОУ, в разных возрастных групп:
• Ранний возраст
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами:
Пирамидки (пластиковые, деревянные, напольные, настольные)
Логические кубики, шнуровки, наборы из объёмных геометрических форм, дидактический стол с комплектом развивающих пособий, матрёшки, наборы для завинчивания из элементов разных форм, размеров, цветов. Мозаика, домино, тактильный набор и т. д.
• Младший возраст
В младшем дошкольном возрасте, прежде всего, создаётся как комфортная и безопасная для ребёнка обстановка. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.
Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек – вкладышей, пирамидок, шнуровок – нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и другие хозяйственные предметы. Применяя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.
• Средний возраст
В среднем дошкольном возрасте важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Среди дидактических игр должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (Танграм, пазлы, разрезные картинки). Примерно 15% игр должно быть для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность, детям не останавливаться, а продвигаться дальше.
• Старшая и подготовительная группы
При переходе в старшую, и особенно в подготовительную группу начинает меняться психофизическая позиция: они начинают ощущать себя старше среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу.
В группе специальное место и оборудование для игротеки: это и дидактические, развивающие, логико-математические игры. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Игры на развитие умений счётной и вычислительной деятельности. Игры с правилами: домино, лото, шашки и т. д.
Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
• Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.
• Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
• Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.
• Обучение измерению с помощью условной мерки.
• Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
• Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
• Развитие логического мышления.
Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал)
1. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2. Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.
3. Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.
4. Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.
5. Рабочие тетради по математике.
6. Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.
7. Наборы объемных геометрических фигур.
8.«Волшебные часы» : модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
9. Счеты напольные и настольные.
10. Счетные палочки.
11. Учебные приборы: линейки(10 шт., сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.
12. Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
13. Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т. п., в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.
14. Система наклонных плоскостей для шариков.
15. Термометр спиртовой.
16. Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).
17. Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.
18. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
19. Настольно-печатные игры.
20. Наборы моделей: деление на части (2-8).
21. Разнообразные дидактические игры
Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы) «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Долгое время эти головоломки служили для развлечения взрослых и подростков, но современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников.
Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности.