Екатерина Новикова
Памятка для воспитателей «Особенности построения современного занятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса. Связано это с тем, что в соответствии с ФГОС ДО одним из главных ориентиров является поддержка личностного становления каждого ребенка. Главной целью дошкольного образования является не предметный, а личностный результат. На первом месте стоит личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время сумма знаний.
Публикация «Памятка для воспитателей „Особенности построения современного занятия“» размещена в разделах
ФГОС дошкольного образования предполагает изменения способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, так как для развития дошкольника такой способ является наиболее естественным и эффективным. Ребёнок теперь рассматривается исключительно как «человек играющий». В связи с этим, многие методики и технологии пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Педагогика диктующая заменяется педагогикой развития, творчества и свободы, нацеленная на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка и формирование мотивации.
Современный акцент ставится не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т. п., а на развитие мотивационной и психологической готовности к обучению. Педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. Одним из обязательных разделов программы любой образовательной организации является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». В нем описаны качества, а не знания, умения, навыки, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.
Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от занятий, построенных по учебной модели, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм взаимодействия с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций.
Безусловно, занятие не отменяется, но его теперь следует рассматривать как занимательное дело. Данная форма образовательной деятельности должна стать интересной для ребенка, подразумевать его активность, формирование определенных знаний, умений и навыков, накопление информации об окружающем мире, деловое общение со взрослым и сверстниками. При этом, сам процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
В контексте ФГОС дошкольного образования обучение детей проводится через организацию детских видов деятельности.
При проектировании занятий, необходимо учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:
- ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия равные по значимости;
- основная деятельность – это детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности;
- основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка;
- основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т. д;
- мотивы обучения связаны в первую очередь с интересами детей к этим видам деятельности;
- главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи;
- допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
Таким образом, видно, что меняется вся система организации и проведения занятий. На занятии не предполагается организация учебной деятельности детей, которая начинает зарождаться только к концу старшего дошкольного возраста. Обучение происходит в разных видах детской деятельности, где новое знание или умение будет являться продуктом этой деятельности, т. е. для педагога результатом занятия является изменение, произошедшее в ребенке (новое знание, умение, другое отношение к объекту или явлению и пр., а для ребенка главный «результат» - это продукт его собственной деятельности. Следовательно, изменяется функция педагога. При проведении занятия, соответствующего требованиям ФГОС дошкольного образования, главная функция педагога - организовать деятельность детей.
В ФГОС ДО говорится о том, что «программные образовательные задач решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей». При учебной модели обучения взрослый и дети находились в одном образовательном пространстве, однако цели обучения были разные. Цель взрослого - научить, цель ребенка - сделать (не всегда - научиться).
Одним из признаков совместной деятельности является наличие общей цели для всех участников, удовлетворяющей потребностям и интересам каждого. Общая цель появляется лишь тогда, когда воспитатель включается в детскую деятельность, т. е. принимает партнерскую позицию (партнер - участник совместной деятельности). В таком случае фраза «выполните задание» в современном занятии не имеет права на существование. Партнеры не дают друг другу заданий, партнеры выполняют задание вместе.
Современное занятие должно обладать всеми признаками совместной деятельности, перечислим их:
- единая цель, удовлетворяющая потребностям и интересам всех участников;
- пространственно-временное соприсутствие взрослого и детей;
- наличие лидера, осуществляющего координацию деятельности участников (планирование, распределение деятельности, контроль). Роль лидера в большинстве случаев принимает на себя педагог;
- распределение деятельности между всеми субъектами. По способу распределения различают совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую деятельность; наличие межличностных отношений между участниками деятельности
Н. Федина, О. Скоролупова, Н. Короткова, выделяют такие черты совместной деятельности, как:
- партнёрская позиция взрослого, предусматривающая включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Нужно отметить, что партнерская позиция не означает абсолютного равенства ребенка и педагога, а предполагает их равноценность в общении. Существенной особенностью партнерской деятельности является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности дошкольников и изменению ее в соответствии с детскими интересами. При партнерском стиле взаимодействия от взрослого не требуется спешить для достижения результатов, не требуется все сразу объяснять и показывать, допускается свободный поиск и признается возможность и даже необходимость ошибки;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему. Тема занятия определяется с учетом тематического планирования согласно реализуемой образовательной программы. Необходимо продумать наиболее приемлемую и эффективную для дошкольного возраста форму организации занятия, определить цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной образовательной деятельности.
С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествует предварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенных представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в занятии должны быть предварительно продуманы педагогом, как обеспечить активность детей в течение занятия : где воспитанник будет пробовать свои силы при поддержке педагога.
Педагог не должен забывать об эмоциональной стороне занятия, воспитывая любознательность и интерес к изучаемым фактам и явлениям. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствует раскрепощению детей и эффективному достижению результата. Например, не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «Я думаю так-то, а вы как думаете?». Поэтому перед проведением занятия педагогу важно продумать: «Где я буду в работе с детьми?». Наравне с детьми педагог играет, включается в проблему, выполняет задания, делает свою поделку, делится эмоциями, а не ждет, как у них получится, чтобы их потом похвалить. Особое слово должно быть сказано о мастерстве окончания занятия. Педагогическая оценка действий детей важна, как и детская оценка, а в старшем дошкольном возрасте и самооценка. Девизом занятия должно стать : «Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. А за что – тут нужно подумать всем вместе. Чему мы научились?» В детских рассуждениях формируются выводы, суждения, мнение о работе. Подведение итогов важно планировать, чтобы в конце занятия педагогическая оценка стала адресной и не завершилась словами «Все молодцы!» По ФГОС ДО допустим свободный выход детей из занятия. Дети могут заниматься с увлечением тем, что им интересно (например закончить поделку, ввести ее в другую игру, в домик и т. п.). Педагог-мастер заранее планирует организованный открытый выход из занятия (общую идею – что будем делать дальше) и ненавязчиво переключает детей на продолжение работы по данной теме (на прогулке, в вечерний период, на занятии по физической культуре, дома с родителями и т. п.)
Подготовка к проведению занятия предполагает составление предварительного проекта образовательной деятельности, который традиционно оформлялся в виде конспекта. Современная педагогическая практика предлагает сегодня не только написание конспекта, но и разработку сценариев образовательной деятельности, сценариев дня, разработку технологических карт.
«Сценарий дня» это целый день жизни, а не только время занятия. Соответственно, сценарий рассказывает не только и не столько про общую, коллективную работу, сколько про индивидуальное общение и про общение с малой группой детей. Сценарий — это не только описание действий, но и постоянные комментарии, обсуждения возможных ситуаций, советы о вариантах поведения в зависимости от того, каков ребенок, к которому обращаются, что с этим ребенком происходит. Сценарий дня — элемент технологии. В этом смысле он представляет и содержание деятельности воспитателя, и форму диагностики успешности дела. Неготовность детей справиться с задачами, которые предлагаются им в «сценарии дня», не означает сегодняшней ошибки, а показывает, что что-то упущено прежде и это «пространство» надо определить и заполнить. Выстраивая образовательную деятельность на основе сценариев, педагог получает возможность организовывать деятельность технологично, артистично связывая предлагаемые сюжеты с жизнью каждого воспитанника.
«Технологическая карта» – новый вид методической продукции, которая обеспечивает педагогу эффективное и качественное освоение нового материала путём перехода от планирования занятия к проектированию образовательного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса развития в определенной структуре и в заданной последовательности.
Конструирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в ФГОС ДО и ООП ДО. Технологическая карта отвечает на вопрос «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
В технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не одно занятие, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных результатов. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект образовательного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный образовательный процесс, обеспечить реализацию образовательной программы образовательной организации соответствии с требованиями ФГОС ДО, существенно сократить время на подготовку педагога к организации детской деятельности.
Задача технологической карты занятия - отразить деятельностный подход в развитии и воспитании дошкольников. Это способ графического проектирования занятия. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Структура технологической карты может включать: название темы, цель освоения предложенного материала по теме, планируемые результаты, организацию пространства (формы работы, средства и ресурсы, основные понятия темы, технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала, диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть запланированный изучаемый материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на занятии, согласовать действия педагога и воспитанников, организовать самостоятельную деятельность дошкольников в процессе развития и воспитания.
Технологическая карта способствует :
реализации планируемых результатов в соответствии ООП ДО;
системно формировать развитие воспитанников;
проектировать последовательность педагогических действий по освоению темы от цели до конечного результата;
определять уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретное занятие в систему занятий);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования;
выполнять мониторинг достижения планируемых результатов воспитанников на каждом этапе освоения темы.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества организации образовательной деятельности, так как: образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная образовательная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность дошкольников; обеспечиваются условия для практической деятельности.