Наталья Шех
Организация логопедической работы с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Прежде всего - это активная речь и сенсомоторное развитие.
Неблагоприятные биологические факторы:
• ухудшение экологической обстановки;
• дефицит йода и фтора;
• патологии беременности;
• родовые травмы;
• ослабленное здоровье детей;
• недоразвитие органов артикуляционного аппарата.
Публикация «Организация логопедической работы с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Социальные причины:
• неблагоприятное речевое воспитание ребенка;
• снижение речевой культуры общества в целом.
Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.
Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму.
Необходимо оптимизировать организацию работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста.
Система работы по профилактике речевых нарушений строится по блокам:
1. Диагностический блок
Задачи:
• изучение состояния речи детей
• определение уровня развития речи (норма, задержка)
• установление возможных причин недоразвития речи.
По результатам диагностики составляются рекомендации, намечается план профилактических мероприятий с родителями и детьми.
2. Профилактический блок
Задачи, реализуемые в этом блоке:
1) формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений я у детей раннего возраста;
2) оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности;
3) повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
1. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
.
Решая эту задачу, у воспитателей формируются следующие знания:
• о возрастных закономерностях речевого развития;
• типичных нарушений звукопроизношения детей и причинах, лежащих в их основе;
• о задачах, формах, методах и приёмах диагностики, профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи;
А также умения:
• наблюдать за ходом речевого развития детей раннего возраста;
• распознавать предпосылки формирования нетипичных вариантов формирования звукопроизношения;
• обеспечивать создание соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ;
• методически грамотно планировать и проводить работу по профилактике у детей нарушений звукопроизношения.
Учитель-логопед помогает и консультирует всех педагогов.
2. Оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности.
Огромную роль в решении этой задачи играет организация воспитательной среды, стимуляция речевого развития.
Создание полноценной предметно – развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным как средством стимуляции, так и мотивации детской речи.
Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемые речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей.
Занятия с картинками «Мои первые слова», «Мои первые предложения», «Занимаемся вместе», рассматривание тематических альбомов «Игрушки», «Посуда», стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.
Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.
Деятельность педагогов и специалистов должна быть направлена также и на развитие эмоциональной сферы детей, обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы.
Предупреждение возможных трудностей формирования фонематического слуха и недоразвития органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе разработанного логопедом «Перспективного планирования развития речевых возможностей детей раннего возраста» (система специальных игр и упражнений для губ, языка, развития дыхания, речевого слуха, элементов фонетической ритмики, работу с картинкой, упражнения в звукоподражаниях, пальчиковые игры).
Так, регулярное проведение артикуляционных упражнений способствует развитию и укреплению мышц языка, губ.
Игры со звукоподражаниями - правильному и своевременному формированию гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, развивают умение говорить внятно, в разном темпе, с разной силой голоса.
Включение элементов фонетической ритмики помогает развитию слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма.
Упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые и массажные игры с орехом, упражнения в «сухом бассейне» являются мощным средством стимуляции работы клеток речевого центра в коре головного мозга.
Содержание деятельности воспитателя и специалистов определяется их творческим отношением к решению программных задач с учетом возраста, познавательных потребностей и возможностей развития с одной стороны, а с другой – пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений.
Для проведения пропедевтических мероприятий по рекомендациям логопеда в группах создаются необходимые условия:
• оборудованы речевые уголки;
• накоплен разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития фонематического слуха и др.
3. Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется поэтапно:
• знакомство с семьёй, установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка;
• реализация индивидуального подхода, закрепление у детей правильных речевых навыков, обучение родителей игровым методам стимуляции речевого развития;
• совершенствование педагогического сотрудничества, и создание совместными усилиями условий для своевременного развития речи.
На первом этапе сотрудничества используются диагностико– проектировочные формы работы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.
На втором - консультативно – методические: выступления на родительских собраниях: «Наш малыш»: «Бывает, и мама помогает», «Мой малыш, как ты говоришь?». Ежемесячно пополняются странички в родительских уголках: «На беседу к логопеду» консультациями на темы: «Развитие речевого дыхания», «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем», «Развитие речи ребенка второго года жизни», «Скорая помощь при заикании», «Как разговорить молчуна?» «Тра-ля-ля для язычка», «Развитие слухового восприятия у детей 3 лет» и др.
Разрабатываются рекомендации по развитию мелкой моторики, речевому дыханию, артикуляции и др.
На третьем этапе используем практические формы сотрудничества:
• выставки игр и пособий по развитию речи;
• тренинги: «Веселый зоопарк», «5+5» и др. ;
• консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, оказание им необходимой практической помощи (направление к специалистам: дефектологу, сурдологу, ортодонту, лор – врачу, детскому психоневрологу, направление на ПМПК) и т. д.
Практика показывает, что результаты профилактической работы зависит от уровня взаимодействия всего педагогического персонала ДОУ (при организации занятий по развитию речи, музыкальных, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий).
Использование комплексного подхода в работе по профилактике речевых нарушений с раннего возраста эффективно способствует:
• повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
• стимуляции речевого развития детей раннего
• своевременному устранению возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей раннего возраста.
Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по профилактике речевых нарушений, начиная с раннего возраста, значительно сократит и количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.