МААМ-картинки

Организация логопедической работы с детьми раннего возраста

Наталья Шех
Организация логопедической работы с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Прежде всего - это активная речь и сенсомоторное развитие.

Неблагоприятные биологические факторы:

• ухудшение экологической обстановки;

• дефицит йода и фтора;

• патологии беременности;

• родовые травмы;

• ослабленное здоровье детей;

• недоразвитие органов артикуляционного аппарата.

Публикация «Организация логопедической работы с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Социальные причины:

• неблагоприятное речевое воспитание ребенка;

• снижение речевой культуры общества в целом.

Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму.

Необходимо оптимизировать организацию работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста.

Система работы по профилактике речевых нарушений строится по блокам:

1. Диагностический блок

Задачи:

• изучение состояния речи детей

• определение уровня развития речи (норма, задержка)

• установление возможных причин недоразвития речи.

По результатам диагностики составляются рекомендации, намечается план профилактических мероприятий с родителями и детьми.

2. Профилактический блок

Задачи, реализуемые в этом блоке:

1) формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений я у детей раннего возраста;

2) оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности;

3) повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

1. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

.

Решая эту задачу, у воспитателей формируются следующие знания:

• о возрастных закономерностях речевого развития;

• типичных нарушений звукопроизношения детей и причинах, лежащих в их основе;

• о задачах, формах, методах и приёмах диагностики, профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи;

А также умения:

• наблюдать за ходом речевого развития детей раннего возраста;

• распознавать предпосылки формирования нетипичных вариантов формирования звукопроизношения;

• обеспечивать создание соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ;

• методически грамотно планировать и проводить работу по профилактике у детей нарушений звукопроизношения.

Учитель-логопед помогает и консультирует всех педагогов.

2. Оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности.

Огромную роль в решении этой задачи играет организация воспитательной среды, стимуляция речевого развития.

Создание полноценной предметно – развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным как средством стимуляции, так и мотивации детской речи.

Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемые речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей.

Занятия с картинками «Мои первые слова», «Мои первые предложения», «Занимаемся вместе», рассматривание тематических альбомов «Игрушки», «Посуда», стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.

Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.

Деятельность педагогов и специалистов должна быть направлена также и на развитие эмоциональной сферы детей, обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы.

Предупреждение возможных трудностей формирования фонематического слуха и недоразвития органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе разработанного логопедом «Перспективного планирования развития речевых возможностей детей раннего возраста» (система специальных игр и упражнений для губ, языка, развития дыхания, речевого слуха, элементов фонетической ритмики, работу с картинкой, упражнения в звукоподражаниях, пальчиковые игры).

Так, регулярное проведение артикуляционных упражнений способствует развитию и укреплению мышц языка, губ.

Игры со звукоподражаниями - правильному и своевременному формированию гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, развивают умение говорить внятно, в разном темпе, с разной силой голоса.

Включение элементов фонетической ритмики помогает развитию слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма.

Упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые и массажные игры с орехом, упражнения в «сухом бассейне» являются мощным средством стимуляции работы клеток речевого центра в коре головного мозга.

Содержание деятельности воспитателя и специалистов определяется их творческим отношением к решению программных задач с учетом возраста, познавательных потребностей и возможностей развития с одной стороны, а с другой – пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений.

Для проведения пропедевтических мероприятий по рекомендациям логопеда в группах создаются необходимые условия:

• оборудованы речевые уголки;

• накоплен разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития фонематического слуха и др.

3. Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется поэтапно:

• знакомство с семьёй, установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка;

• реализация индивидуального подхода, закрепление у детей правильных речевых навыков, обучение родителей игровым методам стимуляции речевого развития;

• совершенствование педагогического сотрудничества, и создание совместными усилиями условий для своевременного развития речи.

На первом этапе сотрудничества используются диагностико– проектировочные формы работы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.

На втором - консультативно – методические: выступления на родительских собраниях: «Наш малыш»: «Бывает, и мама помогает», «Мой малыш, как ты говоришь?». Ежемесячно пополняются странички в родительских уголках: «На беседу к логопеду» консультациями на темы: «Развитие речевого дыхания», «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем», «Развитие речи ребенка второго года жизни», «Скорая помощь при заикании», «Как разговорить молчуна?» «Тра-ля-ля для язычка», «Развитие слухового восприятия у детей 3 лет» и др.

Разрабатываются рекомендации по развитию мелкой моторики, речевому дыханию, артикуляции и др.

На третьем этапе используем практические формы сотрудничества:

• выставки игр и пособий по развитию речи;

• тренинги: «Веселый зоопарк», «5+5» и др. ;

• консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, оказание им необходимой практической помощи (направление к специалистам: дефектологу, сурдологу, ортодонту, лор – врачу, детскому психоневрологу, направление на ПМПК) и т. д.

Практика показывает, что результаты профилактической работы зависит от уровня взаимодействия всего педагогического персонала ДОУ (при организации занятий по развитию речи, музыкальных, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий).

Использование комплексного подхода в работе по профилактике речевых нарушений с раннего возраста эффективно способствует:

• повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребёнка;

• стимуляции речевого развития детей раннего

• своевременному устранению возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей раннего возраста.

Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по профилактике речевых нарушений, начиная с раннего возраста, значительно сократит и количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.

Публикации по теме:

Организация работы с детьми раннего возраста Сообщение: «Организация работы с детьми раннего возраста»Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция.

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по конструктивно-модельной деятельности Открытый показ для воспитателей подготовительных к школе групп НОД по конструктивно-модельной деятельности с воспитанниками подготовительной.

Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста Одним из самых главных условий воспитания здоровых детей являются прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое.

Игровой метод работы с детьми раннего возраста Один из методов работы с детьми раннего возраста - игровой метод, который включает в себя: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы,.

Презентация «Кинезитерапия как один из методов логопедической работы с детьми дошкольного возраста» Кинезитерапия как один из методов логопедической работы с детьми дошкольного возраста В логопедической практике используются следующие направления.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ Я не боюсь еще и еще раз повторить: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Организация предметно-пространственной среды Особенности организации предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного.

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Организация предметно-пространственной среды Особенности организации предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного.

Система работы с детьми раннего возраста в адаптационный период Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 96 ОАО «РЖД» СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация логопедической работы с детьми раннего возраста
Опубликовано: 5 июля 2018 в 17:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация логопедической работы с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шех в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД