Людмила Никулина
Памятка для учителя «Дисграфические ошибки»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для учителя.
Симптоматика дисграфии
Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения.
Выделяются три группы специфических ошибок:
-ошибки на уровне буквы и слога;
-ошибки на уровне слова;
-ошибки на уровне предложения.
Ошибки на уровне буквы и слога.
Публикация «Памятка для учителя „Дисграфические ошибки“» размещена в разделах
1. Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов.
Например: «снки»-санки; «кичат»-кричат
Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова.
Например: «бт»-брат; «девча»-девочка.
2. Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений.
Например: «чунал»-чулан; «плюшегово»-плюшевого; «корвом»-ковром.
Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных.
Например: «довр»-двор; «барт»-брат.
3. Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной).
Например: «шекола»-школа; «девочика»-девочка; «ноябарь»-ноябрь; «дуружно»-дружно.
4. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:
-нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
-нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
-По акустико-артикуляционному сходству смешиваются следующие фонемы:
а) парные звонкие и глухие согласные («тавно», «вазилёк», «польшие», «снешок», «собага», «портвель»;
б) лабиализованные гласные («звенит рочей», «дедошка» (о-у, «клёква, «тюплый (ё-ю);
в) заднеязычные («черёмука», «колгоз», «за голмом»);
г) сонорные («смерый», «крюч», «лабота»);
д) свистящие-шипящие («шиски», «гнёздыско», «шажали», «жажгли», «излозение», «нещет»; «сётка»;
е) аффрикаты (ч-щ-«стущал», «роча», ч-ц-«сквореч», «процитал», ч-т-«черчит», «утитель», ц-т-«пцицы», «цвецет», ц-с-«куриса», «рельцы».
-По кинетическому сходству:
а) о-а (в ударной позиции) «бонт»-бант, «ураки»-уроки;
б) б-д «людит»-любит, «убача»-удача;
в) и-у «прурода»-природа, «на береги»-на берегу;
г) п-т «стасли»-спасли, «стисыват»-списывать;
д) х-ж «поймал еха»-поймал ежа, «ледожод»-ледоход;
5. Персеверации (застревание):
а)в пределах слова-«магазим», «за зашиной»-за машиной;
б) в пределах словосочетания-«у деда Модоза»;
в) в пределах предложения-«Девочка кормила петуха и курм»
6. Аантиципации (упреждение, предвосхищение):
а) в пределах слова-«на девевьях», «дод крышей»;
б) в пределах словосочетания, предложения-«Жукчат ручейки», «Жалобко замяукал котенок».
Возможна персеверация и антиципация слога (и даже слова)-«стутупали»-ступали», «спуспуклись»-спускались, «мелго мелкой рыбы»-много мелкой рыбы.
Ошибки на уровне слова.
1. Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:
а) когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение- «и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри»;
б) при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова-«б рат», «поп росил», «д ля», «п чёлы»
2. Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом- «ветки елии сосны», «кдому», «надерево».
Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более- «быличудные дни», «кругомтихо», «идётработа»
3. Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них-«у дедмо Рза»-у деда Мороза, «врекепе тя»-в реке Петя поймал
4. Контаминации (объединение элементов)-«лептбау»-лепят бабу, «блзм»-была зима, «мишкпаркилрит»-в мешке подарки для ребят.
5. Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словобразования:
-при подборе проверочных слов для прояснения конечного согласного: «лёдик»-лед, «мёдик»-мед;
-образовании существительных посредством суффикса –ИЩ- «рукища»-рука, «ногища»-нога;
-образовании прилагательного от существительного-«поленой цветок»-цветок растущий в поле, «медведин хвост»-медвежий, «ветерный день»-ветреный;
-несформированность языковых обобщений проявляется в уподоблении различных морфем-«сильнеет греет солнышко», «взмахнул лопатый»;
-ошибочное использование приставки или суффикса- «Пожарник поливает пожар», «Лосиха присторожилась», «Башня выглянула гмуро»-башня выглядела хмуро
Ошибки на уровне предложения.
1. Отсутствие обозначения границ предложений-заглавных букв и точек-«гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».
2. Аграмматизмы проявляются в нарушении связи слов:
-согласования и управления-«большая белая пятно», «ворона перезимовало», «уже зеленеет всходы», «Торжество счастья захлестнули птицу»; «на ветки деревьях», «по дорожках сада»;
-изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени;
-трудности в оперировании однородными членами предложения-«Девушка была румяной, гладко причесана», «Эта книга учит честности, смелости и уважать своих друзей»;
-трудности в употреблении предлогов (пропуск, замена, реже-удваивание)-«вызвал доске», «играю из девочкой Леной», «в прохладную воду в светлой реки».