Лариса Сосновских
Типичные ошибки семейного воспитания
▼ Скачать +Заказ
Типичные ошибки семейного воспитания.
Ошибки связанные с мотивацией родителей:
Степанов выделяет несколько групп родительских мотиваций:
1. Потребность в эмоциональном контакте.
Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.
2. Потребность смысла жизни.
Публикация «Типичные ошибки семейного воспитания» размещена в разделах
Воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Мать, отец или бабушка считают, что смыслом их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка.
Счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Такие родители долго препятствуют самостоятельной жизни своего чада.
3. Потребность достижения.
Воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями.
Ребёнок либо втискивает себя в рамки чуждых ему родительских идеалов, либо восстаёт против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.
5. Реализация определенной системы.
Цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания.
При всей компетентности, эрудированности родителей, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот, прослеживается невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка.
6. Формирование определенных качеств.
Родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми.
Например, супруги строят планы о будущем своего ловкого и сильного мальчика. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т. п.
Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребё нка: формирование у ребёнка черт противоположного пола.
Ошибки связанные с тактикой родителей
Бесконтрольность или безнадзорность – родители очень заняты своими проблемами и делами. ребенок остается один, предоставленный самому себе. Он начинает искать способы, как бы ему развлечься. Такие дети часто попадают в плохие компании.
Гиперопека –родители слишком сильно опекают и следят за своим чадом. они все время отдают строгие указания и многочисленные запреты. ребенок становится нерешительным и боязливым. У него пропадает инициатива. Он не может и не умеет постоять за себя и свои интересы. другим разрешено все, а ему ничего. появляется агрессия против родителей. Дети начинают нарушать запреты из принципа и часто уходят из дома.
«Золушка» - атмосфера безразличия и холодности, эмоционального равнодушия к ребенку. Ребенок это понимает, как отсутствие родительской любви.
Ребенок всегда чувствует притворство. Особенно сильно это действует на него, если в семье кого-то любят больше.
Жесткое воспитание – ребенка наказывают за любой проступок. Он растет в постоянном страхе. Это выльется в неоправданную жесткость и озлобленность.
Повышенная моральная ответственность – ребенок непременно должен оправдать надежды родителей. Возлагаются непосильные обязанности. Такие дети вырастают с необоснованным страхом за свое благополучие и благополучие близких ему людей.
Причины ошибок семейного воспитания
1. Наследственно-биологические факторы:
алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.
2. Ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.
3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.
Решение проблемы
глубокий постоянный психологический контакт с ребенком;
создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей.
(В. А. Сухомлинский)