Анна Гололобова
Памятка для родителей по формированию у ребенка самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст лучшее время для того, чтобы показать крохе, что значит быть самостоятельным и научить его, как правильно подойти к этому вопросу.
1. Для начала сформулируйте для себя, что ребенок уже может и должен делать сам. Часто родители обижаются на то, что малыш не убирает за собой игрушки, не вытирает ноги или играет с едой. Но, в то ж время, они не смогут перечислить обязанности крохи в доме. Подумайте, если вы сами не может сформулировать, что должен делать ребенок, то как карапуз сам сможет контролировать свои достижения или стремиться к ним в будущем?
Публикация «Памятка для родителей по формированию у ребенка самостоятельности» размещена в разделах
Помните, что задачи и обязанности крохи должны быть прозрачны, прежде всего, для самих родителей.
2. Создайте список домашних обязанностей и самостоятельных дел малыша. Конечно, исходить нужно из возраста и навыков Вашего ребенка.
В период обучения важно оказывать ребенку помощь и подсказки. Но не делайте всю работу за него. В первой колонке опишите, что он должен делать по уходу за собой. Во второй – как он должен ухаживать за своими вещами. В третьей колонке сформулируйте то, что ребенок должен делать для всей семьи. Этот список должен содержать навыки, которые малышу еще только предстоит освоить или усовершенствовать, а не те, которые ему даются легко.
3. Двигайтесь маленькими шагами. После создания списка обязанностей начните приучать к нему ребенка, причем по одному навыку в неделю, сконцентрировав на нем всю свою энергию и внимание. Спешить не нужно, ведь так Вы раз и навсегда отобьете у него охоту к самостоятельности.
4. Начинайте всегда вместе. Никогда не уходят по своим делам, после того как попросили ребенка сделать что-то. Оставайтесь рядом с ним для того чтобы убедиться в том, что малыш точно выполнит действие без Вашей помощи и контроля.
5. Давайте четкие указания, подсказывайте и помогайте. Уделив все внимание малышу, четко скажите ему, что делать. Ваш голос должен звучать твердо убедительно, чтобы у ребенка не возникло желания «поторговаться» с Вами. Важно в этот момент оказывать ребенку помощь и подсказки, но не делайте всю работу за него.
6. Хвалите ребенка. Похвала, которая может стать ценной для ребенка, должна быть конкретной и немедленной. Лучше всего, если она будет описательной, например: «Мне так нравится, как ты красиво разложил все игрушки в коробке» или «У тебя столько сил, ведь ты смог так быстро сложить свои вещи».
7. Вводите элементы соревнования и игры. Приучить ребенка к самостоятельности можно с помощью соревнования. Делать это можно по-разному – друг с другом, с самим собой (вчерашним, с героями мультфильмов и т. д.
8. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не спешите покупать новый набор. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы пополнить запасы канцелярских товаров, так же вздыхайте в ответ и высказывайте сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей.
9. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Ребенок в раннем возрасте способен занимается одним делом очень короткий период времени, и вряд ли вам понравиться производить уборку после каждого такого промежутка. Просьба разложить все по своим местам перед сном, чтобы не споткнуться об игрушки в темноте, будет более понятна ребенку.
10. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что мама тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше расскажите о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть любимый мультфильм, раскрасить рисунок или подольше поплескаться в ванной с любимой игрушкой и т. д.
11. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно. Например: «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку», а не «надо убирать за собой!».