Елена Чистикина
Памятка родителям «Как научить ребенка пересказывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ — это творческое воспроизведение литературного образца. Занятия по пересказу литературных произведений преследуют цель развивать, сильную речь детей: учить точно последовательно связно и грамматически правильно передавать содержание художественного текста, добиваться яркости и выразительности речи.
Работа с детьми над пересказом может состоять из следующих этапов:
Публикация «Памятка родителям „Как научить ребенка пересказывать“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
1. Вводная беседа. Она настраивает детей на восприятие произведения, выявляет и уточняет их представление. Можно организовать рассматривание художественных иллюстраций. Это создает особый эмоциональный настрой, способствующий более глубокому проникновению ребенка в авторский текст;
2. Чтение литературного произведения. Очень важно выразительно прочитать (рассказать) текст, интонационно выделить
диалоги действующих лиц и помогая ребенку определить свое
отношение к героям и событиям.
3. Беседа по содержанию и форме произведения. Первый
вопрос может выявить представления ребенка о жанре, к которому
принадлежит данное произведение. С помощью вопросов
выясните, как ребенок понял содержание, что узнал нового, как представлял себе основные черты главных героев.
Необходимы и вопросы, помогающие ребенку видеть художественное своеобразие литературного произведения ( как: автор
описывает то или иное явление, с чем сравнивает, какие слова
и выражения больше всего заполнились) Нужны также и
вопросы по композиции (как начиняется произведение, чем
заканчивается, какое событие главное). Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы.
ЭТОТ этап не должен быть длительным (достаточно задать 4-5 вопросов);
4. Повторное чтение литературного текста. Перед чтением ребенку дается установка слушать внимательно, запоминать содержание;
5. Пересказ произведения самим ребенком. Это основной этап
работы. Следить, чтобы предложения строились грамматически правильно, содержание текста излагалось последовательно и связно.
Если рассказ (сказка) небольшой по объему, ребенок может пересказывать его целиком. Более длинное произведение целесообразно разделить на логически законченные фрагменты.
При обучении пересказу рекомендуется использовать и такие виды заданий:
а) пересказ по плану, составленному взрослым или самим ребенком
б) пересказ по выбору (из двух-трех знакомых ребенку произведений выбирается какое-то одно)
в) пересказ в лицах (драматизация произведения)