Горностаева Анна
Памятка для родителей «Играем и речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАМЯТКА
«Играем и речь развиваем»
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать,а играть с ним, фантазировать, сочинять,придумывать-вот, что необходимо ребенку». (Джанни Родари).
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность
«Кто кем (чем) будет?»
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кто кем будет:
- яйцо — может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.
- цыпленок — петухом;
- мальчик — мужчиной;
- теленок — коровой или быком
-бумага — книгой
- снег –водой
- вода — льдом
- семечко — цветком
- мука — блинчиками и т. д.
«Шаги»
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»
Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.
Игра «Скажи наоборот»
Бросая мяч, произносим слово, участник, возвращая мяч, называет слово противоположное по значению (слова-антонимы).
Например: смелый-трусливый,
крупный-…
маленький-…
Игра «Назови ласково»
Например: белка-белочка
Медведь-…
Лиса-…
Булка-…
Игра «Кто сумеет похвалить»
Подобрать прилагательное к слову, которое обозначает похвалу.
Например: Собака - умная, добрая, мама - хорошая, красивая …
«Закончи предложение»
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:
Оля проснулась и. (стала умываться).
Коля оделся и. (побежал гулять).
Он замерз и. (пошел домой).
Зайчик испугался и. (убежал, спрятался).
Ира обиделась и. (заплакала).
Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.
Игра «Подбери признак».
Лиса (Какая).
Заяц (Какой).
Зима (Какая)
Игра «Что лишнее?»
Медведь, лиса, волк, утка.
Хвост, копыта, рога, рука.
Игра «Назови одним словом».
Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (стол, стул, диван-мебель.
чашка, ложка, тарелка-посуда и т. д.)
«Один – много»
Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди,капля – капли,лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты,плащ — плащи, птица – птицы.
«Что за предмет?»
Игра проводится по типу игры «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку и называет его, например: «Это мяч»,— а взрослый дает описание: «Он круглый, синий, с желтой полосой».
«Где что можно делать?»
Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, и т. д.
Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге какого-нибудь животного, в еловой шишке сказочного старичка.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной.
Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Родители! Играйте со своими детьми.
Ведь Игра для детей -это сама жизнь!