Картонис Наталья Григорьевна
Памятка для родителей «Крупная польза мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
Совсем недавно ученые выявили, что дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, выяснилось, что дети пользовались клавиатурой, а не ручкой или карандашом. При наборе текста или просто клацаньем мышкой, воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом и не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.
Публикация «Памятка для родителей „Крупная польза мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движения тела (корпуса, рук, ног).
Остановимся подробнее на мелкой моторике, а именно: от пальчиков – к мозгу.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировать артикуляцию! Развитие движений пальцев рук просто необходимо! Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Заниматься следует практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также их соседние зоны.
Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку – белобоку и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких, лепят из теста или пластилина, собирают конструкторы и т. д. Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Раньше, почти все домашние дела так или иначе делались руками, да и с пуговицами-шнурками современные дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время и силы, а так же тормозят развитие ребенка.
Вот несколько упражнений, развивающих мелкую моторику
и двигательную функцию кистей рук.
1. Замки из песка и камней.
Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку – мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребеночка, чтобы он проделал все заново.
2. Игра «Вырезание снежинок» (возраст – 4 года).
Цель игры – развитие мелкой моторики рук и формирование аккуратности.
3. Рисуем.
Предлагается рисовать различные геометрические фигуры, животных, а потом зарисовывать все в соответствующие тона.
4. Угадай-ка?
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
5. Лепка из пластилина.
6. Поиски предмета.
Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб малыш с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
7. Игры с предметами домашнего обихода.
Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками малыша по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (можно даже полиэтиленовый мешочек или лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
8. Игры-шнуровки Марии Монтессори:
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности (зашнуровывать можно различными способами, проявляя свое творчество и смекалку)
Развивайте моторику пальцев и не забывайте, что чтобы построить что-либо Большое, нужно начинать с малого!