Елена Иванова
Памятка для родителей дошкольников «Как учить с ребенком стихи?»
▼ Скачать + Заказать документы
Заучивание стихотворений развивает их память, расширяет кругозор, представляет собой основы интеллектуальных способностей детей, их интеллектуальной культуры. Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребенка. Подвижным детям больше подойдут ритмичные и веселые стихи, а спокойным – размеренные, напевные. Для ребенка важна мотивация. Хорошо, если стихотворение станет подарком кому-то.
Облегчить детям восприятие стихотворений поможет предварительная работа:
Публикация «Памятка для родителей дошкольников „Как учить с ребенком стихи?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
1. Прочитайте стихотворение эмоционально, с выражением (лучше наизусть). 2. Объясните ребенку незнакомые слова.
3. Прочитайте стихотворение ещё раз медленно, расставляя смысловые акценты. Расскажите, кто автор стихотворения и когда оно было написано.
4. Покажите иллюстрации, которые нарисовал художник, и в это время прочтите стихотворение ещё раз.
5. Теперь можно приступить к заучиванию.
Большинство детей дошкольного возраста хорошо запоминают стихи на слух. Прочитайте зарифмованные строки (две или четыре, повторите вместе с ребенком, а затем предложите ему рассказать эти строки самостоятельно. Таким образом, разучите каждый куплет, а потом прочитайте все стихотворение целиком.
Дошкольникам с хорошей зрительной памятью присуще наглядно- образное мышление. Поможет в этом метод – мнемотехника. Изобразите содержание стихотворения. Мнемотаблицы - это лучшие помощники в заучивании стихотворений. Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Методика работы с детьми с использованием метода мнемотехники:
1. Взрослый выразительно читает текст (рассказ, сказку) и сообщает, что рассказ (сказку) ребенок будет позже рассказывать сам.
2. Затем еще раз читает с опорой на мнемоквадраты (дорожку, мнемотаблицу).
3. Взрослый задает вопросы по содержанию, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. В следующий раз взрослый читает рассказ (сказку) с опорой на мнемоквадраты (дорожку, мнемотаблицу, привлекая ребёнка к совместному рассказыванию.
6. В последующем ребенок рассказывает рассказ (сказку) с опорой на мнемоквадраты (дорожку, мнемотаблицу) самостоятельно или с помощью взрослого.
Мнемотехнику можно использовать с раннего возраста. Таблицы могут быть цветными и черно-белыми.
Мнемотехника помогает развивать:
-ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание, воображение;
- связную речь;
- ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Следующий прием заучивания целесообразно рекомендовать детям, которые основную часть информации воспринимают через ощущения и движения: им нужно не только услышать, но и потрогать, подкрепить запоминание двигательным актом. Повторяя стихотворение вместе с таким ребенком, предложите ему класть в блюдо шарики (нанизывать кольца на пирамидку или бусины на леску). Например, строчка – шарик. Затем пусть вынимает шарики из блюда и повторяет стихотворение самостоятельно.
У некоторых дошкольников преобладает логическая память. После предварительной работы прочитайте первые строки стихотворения и предложите ребенку своими словами рассказать, что было раньше. Если он остановился, зачитайте соответствующую строку текста и попросите продолжить рассказ. Затем предложите вспомнить, какими словами автор описал то или иное явление или событие. Таким образом, ребенок постепенно запомнит весь стихотворный текст.
Ура, стихотворение выучено! Теперь пусть ребенок нарисует к нему иллюстрацию, а вы напишите на рисунке имя автора и название произведения. Из таких памяток – иллюстраций можно составить книжку, рассматривая которую ребенок может вспомнить и прочитать наизусть выученные стихотворения.
Для того чтобы дети лучше воспринимали стихотворный текст, необходимо формировать у них чувство ритма и рифмы. Этому способствуют разнообразные игры и упражнения, которые вы можете проводить дома (воспроизводить музыкальный ритм хлопками или постукиванием; инсценируйте детские потешки, песенки, стихи; рисуйте узоры и орнаменты; сочиняйте свои стихи).
Стихотворения для детей группы раннего возраста
И. Пивоварова «Что рождается в ночи»
Ой-качи-качи-качи,
Что рождается в ночи?
На болоте — ветерок,
В поле —
Серый мотылёк,
В небе —
Звёзды и луна,
В нашем доме —
Тишина.
В. Берестов «Заиньки»
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что маленьки.
П. Синявский "Хрюхрюшкина частушка"
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего хрюхрюшке душ,
Раз на свете столько луж?
Стихи для детей и о детях
А. Барто «Солнышко»
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!