Елена Иванова
Памятка для родителей «Формирование самооценки у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
Личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.
Публикация «Памятка для родителей „Формирование самооценки у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально-насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиям окружающих.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Во всех возрастных группах этапы формирования самооценки протекает своеобразно.
В конце раннего возраста происходят важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – " Я ". Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое " Я ". На основе представлений ребенка о своем "Я" в старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
Поэтому, правильность представлений дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих.
Самооценка детей дошкольного возраста по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности. Наиболее благоприятными, для формирования динамической самооценки у старших дошкольников являются такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч и в классики). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например, вырезание из бумаги, связанной с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а первостепенное значение для детей приобретает интерес к самому процессу деятельности. Точность и объективность оценки и самооценки дошкольников растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного опыта.
Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что богатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно - без специального руководства игровой деятельностью между детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию самооценки ребенка на нравственной основе.
Таким детям можно помочь обрести уверенность в собственных силах, сформировать навыки общения, научить постоять за себя.
Игра – средство формирования самооценки дошкольников.
«Я- смелый»
Ребенок с завязанными глазами стоит на подушке. Спрыгнув с подушки, говорит " Я смелый". Упражнение дети делают по очереди.
«Я – ловкий»
Ребенок обегает кегли, пролезает под стулом, берет в руки надувной мяч, подбрасывает вверх и говорит: " Я ловкий".
«Я – умный»
Ребенок стоит на одной ноге, правая рука на животе, левой гладит себя по затылку, повторяет " Я - умный".
«Я сильный»
Ребенок стоит на одной ноге, держит два мяча под мышками, прижимая к себе. Ребенок повторяет три раза " Я -сильный", по сигналу "Брось! " - бросает мячи.
«Я – добрый»
Дети стоят по кругу, бросают друг другу мяч, кидая и ловя его, говорят :
" Я - добрый"
«Я веселый, сильный, смелый»
Педагог читает стихотворение, дети слушают и повторяют хлопая в ладоши после каждой строчки.
Я - веселый, сильный, смелый,
Я все время занят делом,
Я не хнычу, не боюсь,
Я с друзьями не дерусь.
Я могу играть, скакать,
На луну могу слетать,
Я не плакса, я храбрец,
И вообще я молодец!
«Вот так храбрец!»
Педагог читает стихотворение, а дети после каждой строчки произносят: " Вот так храбрец! "
Наш Ваня храбрый очень (вот так храбрец)
Боится днем и ночью (вот так храбрец)
Боится мышку, кошку (вот так храбрец)
Боится хлеба крошку (вот так храбрец)
Боится есть, боится спать (вот так храбрец)
Боится во дворе гулять (вот так храбрец)
Боится, что обидят дети (вот так храбрец)
Боится он всего на свете (вот так храбрец)
Спросите детей : " Почему Ваня всего боится? "
Выслушайте ответы. Если в группе занимающихся детей есть Ваня, имя изменить.
«Царь горы»
Ребенок сидит на двух трех подушках, остальные дети подходят к нему, дают маленький мячик и говорят: " Ты - хороший. Ты - сильный. Ты -добрый" и т. д. Когда мячики падают, место занимает другой ребенок. Упражнение делают все дети по очереди.
Показываем стихотворение.
Педагог читает стихотворение, а дети показывают, стоя на отгороженном месте (на листочке бумаги) :
Я на сцене выступаю,
Я танцую и пою,
Зрителей я восхищаю,
Никогда не устаю.
Я присяду, покружусь,
Всем знакомым улыбнусь.
Слышу в зале топот, свист,
Настоящий я артист!
Формирование навыков общения
«Возьмите меня в игру»
Дети перебрасываются мячом, сидя на подушках. Один из детей по очереди подходит к каждому сидящему и громко просит: " Пожалуйста, примите меня в игру". Дети подвигаются, уступая место, ребенок садится. Игра повторяется, пока каждый ребенок не поучаствует.
«Твой друг плачет»
Один ребенок лежи на подушках и делает вид что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова. Упражнение делают все дети по очереди, педагог помогает подобрать как можно больше утешительных слов.
«Протянем другу руку»
Дети стоят по кругу. По сигналу педагога один ребенок протягивает руку другому, тот третьему и т. д. Когда все дети взялись за руки, сказать хором "Давай дружить".