Елена Николаевна Румянцева
Памятка для родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей.
Развиваем умение пересказывать.
Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-взрослого. В пересказе ребенка присутствуют элементы творчества – это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.
Темочки:
Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенка важные черты личности. Тексты подбирают, доступные ребенку по содержанию, близкие его опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые ребенку персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными. Язык произведений для пересказа должен быть понятным. Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, подбирать с учетом особенностей детского внимания и памяти (сказки, рассказы Л. Н. Толстого, затем К. Д. Ушинского, Г. Скребицкого, Н. Сладкова и т. д.).
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз. В процессе беседы используются вопросы к ребенку, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное, а также объяснения и указания. Значительное место занимают упражнения – повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации. Возможны обращения к личному опыту ребенка, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы. На начальных ступенях обучения рекомендуется совместный пересказ ребенка и взрослого (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Очень полезно предлагать ребенку исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Если в произведении есть диалог, то можно провести пересказ по ролям. Как прием может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек.
Как же научить ребенка пересказывать?
Это не сложно. Главное, потратить на это некоторое количество времени и делать все последовательно.
Стимулируйте отсроченное припоминание, предложите малышу рассказать историю папе, когда он придет с работы.