Анна Александровна Калёнова
Памятка для педагогов «Структура наблюдения как разновидности познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Мотив включения дошкольника в деятельность.
Помимо любознательности, мотивами активного участия в прцессе наблюдения для детей могут стать: подражание старшим, интерес к предложенной практико-ориентированной, проблемной или игровой ситуации, эмоциональный отклик на неё и т. д. Удивляйте детей, преподносите изучаемый предмет или явление с неожиданной стороны, чтобы создать мотивационную основу познавательно-исследовательской деятельности. Не забывайте опираться на личные мотивы дошкольников: проявить себя, самоутвердиться, стремление достичь субъективно и объективно значимого результата, получить удовлетворение от решения интеллектуальных задач и общения со сверстниками, и др.
Публикация «Памятка для педагогов „Структура наблюдения как разновидности познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
2. Цель наблюдения.
Создавайте искусственные образовательные ситуации или применяйте естественные (возникающие в повседневной жизни, которые активизируют познавательную потребность ребятишек. На их основе у детей возникают конкретные цели (проверить свои предположения, понять взаимосвязь, разрешить проблему, найти решение практической задачи, узнать и уточнить что-либо, достижение которых можно с помощью наблюдения.
3. План действий для достижения цели.
Учите дошкольников, начиная с 4 лет, выделять действия для достижения цели - составить простой план наблюдения. Показывайте на конкретных примерах, как определить условия проведения наблюдения, точные познавательные действия, варианты распределения задач в группе (паре, актуалные для конкретной ситуации правил осуществления наблюдения.
4. Осуществление дошкольниками наблюдения.
Логику и содержание организации данного этапа определяйте с учётом того, какая разновидность наблюдения проводится, ребятишки какого возраста участвуют в нём.
5. Подведение итогов.
Главный результат наблюдения - достижение цели. Результат при этом должен быть для детей наглядным. Чётко вместе с детьми формулируйте совершенное ими открытие, фиксируя результаты и мотивируя их к последующему применению полученных знаний.
Нарушая структуру наблюдения, происходящая деятельность превращается в рассматривание или познавательный рассказ педагога, а также приводит к потере дошкольником позиции субъекта познавательно-исследовательской деятельности. Наблюдение при этом утрачивает развивающие возможности.