Елена Клименко
Память. Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Часто приходится слышать:
- у меня плохая память, поэтому мало запоминаю на уроках. - Я плохо учусь, потому что не могу дома вспомнить, что было на занятиях. И так далее.
Как будто ярлык приклеен к человеку - у меня плохая память, и не трогайте меня.
Но это не так. Люди с очень плохой или очень хорошей памятью встречаются крайне редко. У большинства память средняя, однако надо уметь ею пользоваться, чтобы запомнить нужную информацию, выделив ее из большого информационного потока. То, что внимание и память надо тренировать, знают все! Но как это делать?
Публикация «Память, Рекомендации для родителей» размещена в разделах
Известно много видов памяти, но мы выделим два: «природную» память, основанную на органах чувств, то есть зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, осязательную; и «смысловую» память, которая предполагает мыслительную деятельность до начала процесса запоминания. Навыки смыслового запоминания очень важны для ребенка, они позволяют ему не механически, а аналитически запомнить материал. Таким детям легче учиться, особенно в средних и старших классах. «Смысловая» память - инструмент активно мыслящего человека, способного творить, решать сложные задачи.
Рассмотрим одну игру - «Покажи правильную картинку»
Необходимо запомнить предметы, размещенные на коврике: карандаш, тетрадь, мишку, кубик, пирамидку, зайчика, кружку, книгу, ложку, матрешку, кирпичик и найти эти предметы в другой комнате на картинках. При этом ребенку показывают еще и картинки с другими предметами. Опираясь только на зрительную память, дети угадывают обычно 3-4 предмета. Повторные показы могут увеличить количество запоминаемых предметов на 1- 2, но и одновременно вызвать чувство усталости, тревоги, нежелание запоминать.
Используйте приемы смыслового запоминания. Сначала вы просите ребенка составить маленький рассказ по увиденным предметам. Начинаете его сами:
«Мишка и Зайчик однажды так заигрались с кубиком, пирамидкой и кирпичиком, что забыли выполнить задание в тетрадке».
Ребенок продолжает рассказ. Например:
«Зайчик взял карандаш и стал рисовать в тетрадке».
«У каждого была своя любимая посуда, у Мишки - ложка, у Зайчика - кружка».
Если вам, удалось составить совместно с ребенком рассказ, сказку, да еще и с эмоциональной окраской, то продуктивность запоминания может увеличиться до 6-8 предметов (для детей 4-5 лет).
Возможно применение логического приема запоминания-по признакам, по выделению отличительных черт, свойств, предметов. Вы предлагаете ребенку отметить характерные свойства предметов. Например, ложка предназначена для еды, книга - чтобы её читать, карандаш - для рисования, у зайчика большие уши.
Обычно процессы запоминания с использованием различных приемов, способов нравятся малышу, так как они носят занимательный, увлекательный, игровой характер.