Светлана Аксененко
Рекомендации для родителей по развитию речи
Дидактические игры, игровые упражнения, задания для развития речи.
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.
Развитие коммуникативных навыков.
- Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
- разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
- беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т. д.);
- наблюдения за погодными изменениями;
- совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.
Развитие речевой моторики.
Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения.
1. «Блинчик».
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
2. «Иголочка».
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.
3. «Чашечка».
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части, приняв форму «чашечки» - «кружечки».
4. «Грибок».
Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать 15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
1. «Часики».
Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.
2. «Качели».
Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается (к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.
3. «Лошадка».
Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.
4. «Гармошка».
Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу, и не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.
Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Развитие мелкой моторики.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
- Массаж руки: растирание, разминание и т. п.
- Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором и т. п.
- Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
- Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка, та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т. д.
- Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» - санки, самокат, сапоги и т. п.
- Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т. д.
Развитие навыков словообразования, словоизменения. Развитие словарного запаса.
Игры, упражнения, задания.
1. «Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т. п.
2. «Подбери к слову рифму» : кора – нора и т. п.
3. «Скажи одним словом» : голубые глаза – голубоглазый …
4. «Назови листья» : берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.
5. «Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»
Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.
Дошкольный возраст – это чудесное время «почемучек». Поэтому не оставляйте без внимания вопросы детей, больше общайтесь со своим ребёнком, беседуйте с ним о животных, игрушках, различных явлениях окружающего мира, наблюдайте за погодными явлениями; рассказывайте и читайте детям сказки, чаще задавайте вопросы, добиваясь ответов на них в доступной для ребёнка форме.
И помните, речь взрослого является образцом речи для ребёнка.