вероника щетинкина
Палочки кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматриваются палочки Кюизенера как один из видов развития элементарных математических представлений.
Ключевые слова: математические представления, счетные палочки, Дж. Кюизенер, обучение счету, цветные блоки.
Публикация «Палочки кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
Формирование основных математических представлений, навыков и компетенций, познавательных способностей у дошкольников и развитие логического мышления - одна из важнейших задач при подготовке детей к школе. На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется качеству обучения в дошкольном возрасте, что требует поиска путей и средств развития логических приемов мыслительных действий с учетом потребностей и интересов дошкольников.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется и обогащается новыми технологиями обучения. Разработка и внедрение эффективных дидактических средств и развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, знакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной для детей форме.
Дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Дж. Кюизенером, известен во всем мире. Он предназначен для преподавания математики и используется учителями из разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера также называют цветными палочками, цветными цифрами, цветными линейками, счетными палочками.
Работа с цветными палочками делится на три этапа:
- где при первом этапе дети знакомятся с пособием и используют его в качестве игрового материала, в повседневных играх вместе с конструктором, учатся определять форму, цвет и размер.
- во время второго этапа дети уже начинают выполнять задания связанные с элементарными математическими представления, знакомятся с числами и другими математическими понятиями.
Для работы с данной методикой, каждый ребенок обеспечивается набором палочек.
Данное пособие представляет собой набор брусочков разных цветов и разной длинны, которые подчинены единой системе (табл. 1).
Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения.
Данные длинны и цвета являются хорошей помощью при проведении занятий когда детям нужно освоить сенсорные эталоны, а так способы как можно сопоставлять предметы по другим характеристикам таким как ширина, длина, высота и конечно же цвет.
Система обозначения счетных палочек в пособии
Табл. 1
Класс Цвет Кратны (количество в наборе)
Красная семья
2,4,8
(розовая, красная, бордовая) Кратны 2
Синяя семья
3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя) Кратны 3
Желтая семья
5,10 (Желтая и оранжевая) Кратны 5
7 черного и 1 белого цвета Кратны любому числу
Перед началом работы с цветными палочками во время игры или занятия нужно соблюдать следующие правила:
• Работу проводить нужно исключительно за столом, чтобы весь дидактический материал был перед глазами ребенка;
• Четко делить этапы сначала рассматриваем наглядный материал затем выполняем задание;
• Всегда нужно ставить цель, как выполнять данное задание и зачем выполнять
Сначала знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
К данным счетные палочками так применяются специальные альбомы для разных возрастов:
1. Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет;
2. Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» для детей от 2 до 3 лет;
3. Альбом «На золотом крыльце сидели» для детей от 3 до 5 лет;
4. Игровые развивающие ситуации «Веселые цветные числа» для детей от 3 до 5 лет;
5. Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5лет;
6. Комплект игр «Посудная лавка Кростики» для детей от 5 до 7лет.
И благодаря данным дидактическим материалам, у педагогов есть возможность более глубоко усовершенствовать знания детей относительно, формы, размера и цвета.
Все альбомы являются усложнением предыдущего альбома. Для детей среднего и старшего возраста новыми станут упражнения, где нужно самостоятельно выложить рисунок по примеру на картинке, но, не используя образец.
Используя цветные счетные палочки, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребенку получить те знания и умения, которые необходимы, что овладеть элементарными математическими представлениями.
Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Полочки Дж. Кюизенера могут быть использованы как небольшими группами детей, так и индивидуальной. Кроме того их можно использовать как и фронтальная деятельность со всего группой детей среднего либо старшего дошкольного возраста. Но стоит не забывать, что это работа должна быть ведущей, так получение опыта происходит не только в игре но и в повседневной деятельности дошкольников.
При подборе дидактических игр, нужно не забывать учитывать не только возрастные возможности ребенка, но индивидуальные способности, и не забывать про индивидуальный уровень развития детей.
Ведь Палочками Кюизенера являются вариативной, интересной и нужной для детей, и для взрослого, поскольку логические игры влияют на дальнейшее развитие ребёнка. Учат его принимать решения и нести ответственность за них, выдвигать предположения и проверять их на практике. Дети обретают уверенность в своих возможностях, добиваться желаемого.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Носова Е. А., Непомнящая Р. А. Логика и математика для дошкольников // Методическое пособие (Библиотека программы «Детство») -СПБ. : «Детство-пресс». - 2005.
2. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3. Михайлова З. А., Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2015.
4. Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II : Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб. : «Детство-пресс», 2006.
5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб, 1996.
6. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. – СПб, 2002.