Ишалёва Оксана Александровна
Палочки Кюизенера как современная игровая технология для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ишалёва Оксана Александровна
Палочки Кюизенера как современная игровая технология для дошкольников
В статье рассматривается значимость игровой технологии палочек Кюизенера в интеллектуальном развитии дошкольников. Данная технология непосредственно формирует познавательные и творческие способности, которые осуществляется через тактильно-двигательное восприятие. Особое значение в формировании логического мышления дошкольников осуществляется через игровую деятельность, направленно организованную педагогом.
Темочки:
Ключевые слова: палочки Кюизенера, интеллектуальное развитие, игровая технология, дошкольники, логическое мышление, познавательная деятельность.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что основной метод развития интеллектуальных способностей – проблемно-поисковый, а главной формой организации является игра. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одной из эффективных методик являются «цветные палочки» «Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Существует множество наборов с разным количеством счётных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций:
• все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной 1см;
• палочки одного размера, окрашены одним цветом;
• в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, жёлтые, фиолетовые, чёрные, бордовые, синие, оранжевые;
• самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1см можно назвать «кубик»;
• каждая следующая палочка длиннее на 1 см;
• если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения и длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая – 3, красная – 4, желтая – 5, фиолетовая – 6, чёрная – 7, бардовая – 8, синяя – 9, оранжевая – 10.
Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, способность к моделированию и конструированию.
В своей работе по данному направлению используем следующие принципы:
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. При реализации этого принципа учитывается характер детей, особенности мышления. Работу с детьми необходимо организовывать с учётом их «зоны ближайшего развития», от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.
2. Принцип активности и осознанности. Определяется мотив обучения, учитывается уровень и характер познавательной активности детей.
3. Принцип систематичности и последовательности. Работа строится планово, с учетом задач, которые поставлены для данного возраста. При составлении перспективного планирования нужно учитывать знания, умения детей.
4. Принцип развивающего обучения. Повторение ведётся не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» детьми.
5. Принцип наглядности. Считаем, что наглядность имеет важное значение, потому что мышление ребёнка носит наглядно-образный характер. Поэтому этот принцип реализуется через создание предметно-развивающей среды, внесение в центр логики – схемы, чертежи, знаки – символы.
Работать с палочками Кюизенера мы начали с младшей группы. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера использовали в качестве игрового материала. Дети играли с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, а по ходу игр и занятий мы знакомили дошкольников с цветом, размером и формами. Затем дети начинали работать по схемам (выкладывали палочки на изображение, сначала с воспитателем, потом самостоятельно. Выкладывали своё придуманное изображение: изобретали домики, деревья, машинки, паровозики и др.
На втором этапе палочки уже выступали как пособие для маленьких математиков. Дети учились постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, играя с палочками, познакомились с понятиями величины, длины, ширины предметов; пространственных отношений; со свойствами геометрических фигур, пространственных представлений.
На третьем этапе происходит развитие количественных представлений. Сейчас мы с детьми учимся соотносить цвет и число и наоборот, число и цвет; знакомимся с составом числа из единиц и двух меньших чисел.
Интеграция развития интеллектуальных способностей осуществляется через все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, и встречается во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, музыкальной, двигательной. В играх комплексно решаются разные группы задач (познавательные, речевые, образовательные, на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, инициативы, самостоятельности).
Таким образом можно считать, что Палочки Кюизенера – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. На наш взгляд, это как раз и соответствует основным требованием ФГОС ДО.