Юлия Максимовна Баринова
Пальчиковый театр как способ развития мышления, воображения и мелкой моторики у детей раннего возраста по сказке «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковый театр как способ развития мышления, воображения и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста по сказке «Колобок».
Подготовила воспитатель Баринова Ю. М.
Новое Девяткино, 2024 г.
Актуальность выбранной темы
«Театр – это волшебный мир, он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного мира детей»
Б. М. Теплов
Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, внимание, память, дает возможность детям выплеснуть свои эмоции и настроение. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, выразительность, координацию движений.
Детям дошкольникам очень нравится смотреть представления и самим ставить свои спектакли или сказки. В творческих играх дети проявляют свою инициативу, самостоятельность и фантазию. Ребенок познает мир через игры и сказки. С помощью кукол-героев дети учатся общаться между собой и со взрослыми, выражают свои чувства, преодолевают стеснение и робость.
Особое место в театрализованной деятельности дошкольника занимает пальчиковый театр. Пальчиковый кукольный театр – это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики.
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:
- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценках-импровизациях;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
- возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
Пальчиковые театральные игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию активной речи ребенка, творческой деятельности, коммуникабельности. В ходе игры, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. А пальчиковый театр помогает им в этом. Ребенок, будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними.
Миниатюрные пальчиковые актеры станут незаменимыми помощниками в воспитании. Они помогут и отругать в случае необходимости, и разъяснить важные моменты. Ведь высказанная иносказательно мораль не вызывает отторжения и обиды на якобы несправедливую строгость родителей, зато со стороны гораздо лучше видно, какой зверь ведет себя нехорошо, неправильно. Пальчиковый театр, помимо прочего, это еще и возможность пообщаться с ребенком вне привычной схемы ребенок-родитель, играя на равных, вы станете ближе друг другу, а ребенок сможет на какое-то время почувствовать себя самостоятельным и взрослым.
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр развивает умение слушать, позволяет раскрыться ребенку. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям становится общительным. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свои мысли, продумывать свое поведение.
Таким образом, на основе всего вышесказанного, становится ясно, что использование пальчикового театра на занятиях в ДОУ просто необходимо.
Конспект занятия по развитию речи с использованием пальчикового театра по сказке «Колобок»
Цель: развитие связной речи, ее диалогической формы (умение повторять несложные фразы, отрывки из хорошо знакомой сказки в совместной деятельности с взрослым
Задачи:
• помочь детям вспомнить название знакомых русских народных сказок, содержание и героев русской народной сказки «Колобок;
• побуждать к диалогической речи посредством совместной игры-инсценировки;
• развивать интерес к совместной игре;
• закреплять умение лепить предметы круглой формы;
• воспитывать доброжелательность, желание помочь.
Образовательные области: речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Формы работы с детьми: рассказывание, игра-инсценировка, беседа, рассматривание иллюстраций, проблемная ситуация.
Оборудование: набор игрушек-персонажей пальчикового театра «Колобок»; театральная ширма, аудиозаписи выхода героев и печенки колобка, иллюстрации к сказке «Колобок», к русским народным сказкам, пластилин.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу красивую театральную ширму.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть. Это театральная ширма. Сегодня мы с вами оказались в настоящем театра и будем смотреть настоящий спектакль. Но сначала, давайте прочитаем сказку. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы мне скажете, какую же сказку мы с вами будем читать:
Он по коробу скребен,
По сусеку он метен,
У него румяный бок,
Он веселый…
Дети: Колобок!
Воспитатель: Правильно, ребята! Мы будем читать сказку про колобка. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно!
Далее воспитатель берет книгу с красивыми картинками и вместе с детьми читает сказку «Колобок», песенку колобка ребята поют вместе с воспитателем.
После прочтения, воспитатель спрашивает: Ну что, ребята, понравилась вам сказка?
Дети: Да, очень!
Воспитатель: Тогда предлагаю вам разыграть эту сказку с помощью пальчикового театра!
Далее воспитатель достает куколки пальчикового театра и раздает детям роли.
Воспитатель: Анютка у нас будет в роли колобка, Максим будет дедушкой, Дэя – бабушкой, Катюшка – зайкой, Степа – волком, Настенька – медведем, а Машенька будет лисой.
Потом дети-герои сказки встают за ширму и помощью воспитателя разыгрывают спектакль.
Воспитатель: Жили - были старик со старухою.
Максим: «Испеки, старуха, колобок».
Дэя: «Из чего-печь-то? Муки нет».
Максим: «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».
Воспитатель: Старуха так и сделала, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набрала муки. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. (Появляется колобок)
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через пороги покатился дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
Катюша: «Колобок, колобок! Я тебя съем».
Аня: «Не ешь меня, зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел: Я колобок, колобок;
Воспитатель: ребята, давайте вместе песенку споем?
Дети: Дети:
Я румяный бок
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
И от тебя заяц уйду!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему волк:
Степа: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»
Аня: «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»
Дети вместе:
Я колобок, колобок;
Я румяный бок
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца ушёл
И от тебя волк уйду!
Воспитатель: И покатился себе дальше; только волк его и видел.
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
Настя: «Колобок, колобок! Я тебя съем».
Аня: «Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою»
Дети поют все вместе: Я колобок, колобок;
Я румяный бок
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца ушёл
Я от волка ушёл,
И от тебя медведь уйду!
Воспитатель: И опять укатился; только медведь его и видел.
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:
Маша: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький».
Аня: А колобок запел:
Я колобок, колобок;
Я румяный бок
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца ушёл
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса, и подавно уйду!
Маша: «Какая славная песенка Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на носок да пропой еще разок погромче».
Воспитатель: Колобок вскочил лисе на носок, а лиса — ам его! и скушала.
Молодцы, ребята! Отличный спектакль у нас получился!
А сейчас складывайте героев сказки обратно в коробочку, в другой раз еще поиграете с ними (в это время воспитатель прячет колобка).
Воспитатель: (обращает внимание на колобок)
– Ой-ой-ой, ребята, а колоба то нет. Куда же он делся? Съела его лиса!
Ой-ой-ой, ребята, помогите мне, колобка, пожалуйста, слепите!
У меня здесь и тесто (пластилин) есть. Присаживайтесь, за столы. Комочек теста на ладошку положите, в ладошках комочек покрутите, да мне скорей несите. (Дети катают колобки).
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли мне. Вот какие колобки у вас получились: круглые, румяные, да еще как много! Давайте их на выставку поставим, родителям нашим покажем!
Дети, подскажите мне, какую сказку мы сегодня с вами рассказывали и показывали? (Ответы детей).
А кто, ребята, испек колобка? (Ответы детей)
Хорошо, а что сделал колобок? (Ответы детей)
А кого колобок встретил на своем пути? (Ответы детей)
А кто, ребята, съел колобка? (Ответы детей)
А вам ребята, понравилось разыгрывать театральное представление? (Ответы детей)
Умнички ребята!