Юлия Перевалова
Пальчиковые кинезиологические упражнения как способ развития речи и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые кинезиологические упражнения как способ развития речи и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Рука является вышедшим
Наружу головным мозгом.
И. Кант.
В связи с вступлением ФГОС ДО на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС ДО, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Актуальным направлением модернизации системы дошкольного образования является речевое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развитии личности.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Известно, от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. В настоящее время существует много различных средств развития мелкой моторики : пальчиковые игры, завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке, мозаика астёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков,переборка круп и т. д.
Так же к средствам развития мелкой моторики относятся кинезиологические игры и упражнения.
«Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и
остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно
связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации
работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Именно комплексы кинезиологических упражнений - система быстрых, простых, специфичных движений, приносит пользу каждому ребенку. Эта простая гимнастика развивает и правое и левое полушарье головного мозга одинаково. Эти упражнения даже самого неспособного ребенка делают успешным.
Оценив, какое положительное воздействие оказывают пальчиковые кинезиологические упражнения на развитие детей, я стала применять их в своей практике. Пальчиковые кинезиологические упражнения просты, но их выполнение требовало от детей внимания и сосредоточенности. Упражнения проводились ежедневно, сначала правой рукой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Обязательным условием была передача положительных эмоций.
В своей работе я использую следующие кинезиологические упражнение для развития мелкой моторики :
1.«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. с речевым сопровождением: потешка, стихотворение, пословицы и тд.
2.«Дом-ёжик-замок»
Соединить пальцы обеих рук парно под углом и большие пальцы соединить.
«Ёжик»
Поставить ладони под углом друг к другу.
Пальцы расположить между пальцами другой руки
«Замок»
Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
К данной комбинации движений придумываем сказочный сюжет, н-р В лесу стоит домик, а в домике живет ежик, ежик закрывается на замок, он боится волка.
3. «Кулак - ребро – ладонь»— последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
4.«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в
сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
5. «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь
(сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
6. «Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая –
ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в
ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».
7. «Фонарик»
Фонарики зажглись- пальцы выпрямились. Фонарики погасли - пальцы
сжались.
8. «Зайчик»
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный
прижать большим пальцем к ладони.
9. «Лисичка»
Указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный
прижать большим пальцем к ладони.
10.«Вилка»
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх,
расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Заключение
Используя кинезиологические игры и упражнения в работе с детьми,
педагоги и родители могут значительно совершенствовать мелкую моторику
кисти и пальцев рук, а также повысить уровень речевого развития детей,
развития психических процессов.