Айгуль Ханова
Пальчиковые игры в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский.
* * *
В процессе образовательной деятельности дошкольных учреждений всеми участниками педагогического процесса (воспитатель, логопед, психолог) применяются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Мелкая моторика рук – это движение мелких мышц кистей рук. Моторные речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. Развивая речь через моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, тем самым активизируем речевую деятельность, поэтому очень важно развивать мелкую моторику.
Публикация «Пальчиковые игры в режимных моментах» размещена в разделах
Развитые навыки мелкой моторики рук у дошкольников, в достаточной степени, влияют не только на речь, но и на общее развитие и интеллектуальные способности.
На сегодняшний день существуют и широко применяются различные способы развития мелкой моторики рук. Один из самых интересных и доступных – пальчиковые игры. Об этом и пойдет речь в нашей статье.
Пальчиковые игры «отображают»реальность окружающего мира в предметах, животных, людях, их деятельности и природных явлениях. В ходе игр при повторении движений за взрослыми, у детей активизируется мелкая моторика рук, что приводит к развитию ловкости и умения управлять своими движениями, а также к концентрации внимания на одном виде деятельности.
В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др., в своих исследованиях подтверждают важность связи движения рук в процессе умственной деятельности и речи[3, 5].
Пальчиковые игры являются интересным занятием, как для детей, так и для взрослых. Педагоги дошкольного учреждения могут их применять в любое время, как в режимных моментах, так и в процессе образовательной деятельности. При этом необходимо соблюдать ряд существующих правил:
1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, можно попробовать поиграть самостоятельно, тем самым добиться четких движений руки и пальцев.
2. Перед каждой игрой необходимо настроить детей, найти способ их заинтересовать.
3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
8. Стараться применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Главное помнить, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
9. Повторять игры, как для правой, так и для левой руки.
10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому нужно соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
12. Воспитателям дошкольных учреждений следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно [1].
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству — ребенок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых ребенок гладит руку взрослого, загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования у него чувства уверенности.
Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения, поэтому данный вид игр можно включать в перспективное годовое планирование по всем образовательным областям. Место планирования зависит от поставленных целей и задач педагогом.
Список литературы
1. Воронина, Л. П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? / Л. П. Воронина // Дошкольная педагогика № 7. - С. 67-69.
2. Воронина, Ф. А. Пособия для развития мелкой моторики рук // Ребенок в детском саду. – 2009. - №4. – С. 19-22.
3. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). - М. : Педагогика, 19с.
4. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. : Из-во Эксмо, 2005. – 104 с.
5. Фомина, Л. В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребёнка раннего возраста. // Уч. зап. МГПИя. Т. 60: Исследование языка и речи. М., 1971. – С. 47-60.