Елена Вакказова
Развитие слухового внимания и памяти в режимных моментах.
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание и память – процессы, теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.
Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин ОНР. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.
Публикация «Развитие слухового внимания и памяти в режимных моментах,» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментах : самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления полученных навыков в их жизнедеятельности.
Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховом внимании - это очень важная особенность в развитии без которой невозможно слушать и понимать речь.
Но важно не только слышать звуки но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать звуки - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Только что родившийся ребенок не умеет еще пока сравнивать звуки., но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать. Одна из разновидностей образной памяти, связанная с сохранением и воспроизведением слуховых образов.
Слуховая память может выступать также в качестве индивидуальной особенности памяти человека. У отдельных людей слуховые представления закрепляются и воспроизводятся легче и быстрее по сравнению с другими представлениями. Экспериментально установлено, что слуховая память часто является необходимым условием сохранения и воспроизведения информации, предъявляемой зрительно.
Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает предупредить нарушения письма и чтения, что необходимо для дальнейшего полноценного обучения и общения.
1. На занятиях по развитию представлений об окружающем мире
знакомим детей с разными видами бумаги, определяем ее свойства и пробуем определить тот или иной вид бумаги на слух (фольга, пергаментная, картон, гофрированная, альбомная и т. д., пробуем совершать с ней разные действия (порвать, потрясти, смять, разрезать и т. п.) Работа с бумагой продолжается на занятиях по аппликации и конструированию. Дети на слух определяют вид бумаги, какие операции с ней совершаются.
Во время экскурсии по детскому саду обращаем внимание детей на "разные звуки". Спрашиваем: "Что там шумит?" (телефон, мясорубка, музыкальный инструмент, холодильник, стиральная машина.).
Знакомя детей с разными предметами ( например: металлический короб, деревянная миска, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, даем им возможность постучать по ним, уронить, послушать звучание каждого предмета, уловить характер звучания материала, из которого они изготовлены (металл, дерево, стекло, пластмасса, бумага, ткань). На закрепление проводим игры:
«Послушай, что упало» (карандаш, книга, ножницы, ложка, мягкая игрушка)
«Что я сделала». Без зрительной опоры, закрыв глаза, предлагаем определить действия, совершаемые с предметами: переливание воды из одной чашки в другую, разрезание бумаги, смятие ее, постукивание карандаша о чашку и т. д. Одновременно обогащаем лексику глаголами. Поначалу упражнение вызывает у детей трудности, и мы проводим его со зрительной опорой, затем все дети справляются с этим заданием.
При знакомстве детей с сыпучими продуктами мы проводим такое упражнение на развитие слухового внимания. В одинаковые непрозрачные баночки насыпаем продукты различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т. п. Предлагаем детям сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхиваем баночки и просим отгадать, что звучит. В дальнейшем организуем сюжетно-ролевую игру «Магазин продуктов», в которой используем полученные детьми навыки.
Рассказывая детям о домашних и диких животных и птицах, слушаем их голоса в аудиозаписи и просим детей определить и изобразить данное животное. Можно предложить и другое задание: узнать, чей голос они слышат. Здесь же проводим работу над темпо - ритмической и интонационной сторонами речи. Предлагаем им громко (тихо, показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т. д. Поочередно просим детей показать голосом, например:
кота, который сидит рядом и просит есть (ребенок должен громко сказать «мяу»);
кота, который сидит за дверью и просится домой; (ребенок говорит тихо)
маленького котенка (высоким голосом);
старого охрипшего кота (низким голосом);
рассерженного кота и т. п.
Также можно провести работу на воспроизведение звукоподражаний: И-ГО-ГО, БЕ, КУ-КУ, МЯУ, ГАВ, КВА, МУ-МУ и т. д.
2. На занятиях по развитию элементарных математических представлений практикуются следующие задания:
покажи такую цифру или карточку с изображением такого количества кружочков, сколько раз я хлопну в ладоши. Вначале это упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор и с постоянным ритмическим рисунком, затем – только на слух и как усложнение задания – изменение ритма хлопков;
«Постучи как я». Детям предлагается повторить за воспитателем ритмический рисунок на слух.
При работе над пространственными ориентировками детям даются задания:
определить направление звука ( дети называют: справа – слева, спереди – сзади);
нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры в заданном порядке (в центре листа, в правом верхнем углу, и т. д.);
на слух отсчитывать определенное количество клеточек в нужном направлении при выполнении графического диктанта;
разместить предметы в определенном порядке (за, перед, между). Здесь же отрабатывается понимание детьми пространственного значения предлогов.
Во время процесса одевания на прогулку акцентируем внимание на звучании элементов одежды ( виды застежек: кнопки, молнии, липучки, пуговицы. ; виды тканей: шуршит – не шуршит). Полученные знания используем во время занятий и досугов, проводя с детьми игры на развитие слухового внимания :
«Сколько кнопок на одежде?»
«Узнай, на что застегивается» и т. д.
3. На прогулке воспитатель привлекает внимание детей к звукам улицы (шум дождя, ветра, шелест листьев, скрип снега, хруст сломанной ветки, пение птиц. ; звуки проезжающего транспорта, летящего самолета) На закрепление узнавания звуков окружающего мира проводим с детьми игры:
«Угадай, что звучало»
«Попугаи» (сымитировать звуки окружающего мира – тихо, громко, медленно, быстро)
При проведении подвижных игр и игр малой подвижности также учитываем возможность развития слухового внимания и памяти. Детям очень нравится играть в такие игры, как:
«Остановись по сигналу» (при выполнении каких-либо действий,услышав условный сигнал, дети должны остановиться и замереть)
«День – ночь»
«Съедобное – несъедобное»
«Узнай, чей голосок» и т. д.
В свободное время привлекаем внимание детей : «Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь, ветер, едет машина, летит самолет» и т. п.
Просим детей произнести один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем предлагаем им воспроизвести образец.
Например:
А – плачет девочка
А – показывают горло врачу
А – поет певица
О – стонет больной
О – поет певица
О – кричит охотник в лесу
У – гудит паровоз
В логопедической работе целесообразно применять такие, на первый взгляд совсем простые и незамысловатые игры, которые весьма успешно помогают в развитии у детей слухового внимания :
Игры на определение звучащего предмета:
“Узнай предмет по издаваемому звуку”
“Угадай, что звучит?”
“Угадай, на чем я играю?”
Игры на определение местонахождения звучащего предмета:
“Угадай, где звенит?”
“Жмурки”
Игры на выполнение определенного действия:
“Угадай, что надо делать?” – в зависимости от того, звучит предмет громко или тихо, дети выполняют различные действия – бегут, шагают, подпрыгивают, останавливаются.
Игры на определение по звукоподражаниям голоса животных:
“Угадай, кто кричит?”
“Кто спрятался в домике?”
“Кто за забором?”
Игры на определение величины предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов:
“Угадай, какие тикают часы: большие или маленькие?”
“Животные и их детеныши”
“Большой – маленький”
Игры на определение темпа какого-либо действия:
“Поезд”
“Дождик – кап – кап – кап!”
“Лошадка”
Хорошо развитое слуховое внимание является основой для формирования у детей навыков звуко-буквенного анализа и дальнейшего успешного обучения грамоте. При работе над фонематическим слухом мы используем игры и дидактические упражнения, которые широко известны в логопедической практике:
«Поймай звук в ладошки» – детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
«Выбери картинки» – отобрать картинки, в названии которых есть определенный звук.
«Запомни слова» – в предлагаемом тексте запомнить слова с заданным звуком и т. д.
За период дошкольного обучения у детей должны сформироваться следующие навыки:
• Дети должны узнавать звучание игрушек и музыкальных инструментов;
• Определять количество звучаний;
• Различать на слух долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм звучаний;
• Определять направление звука;
• Различать на слух звучание речи, музыки и пения, музыкальных ритмов, оркестрового, хорового и сольного исполнения;
• Различать звучания мужского и женского голоса;
• Узнавать голоса животных и птиц;
• Различать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта.
Обучение восприятию на слух и речевых сигналов проводиться с целью развития слуха детей и обобщения их представлений о звуках окружающего мира, а также для оказания положительного влияния на формирование их устной речи, которая является основным средством коммуникации и социализации людей.