Потапова Ольга
Пальчиковые игры с младшими дошкольниками
▼ Скачать +Заказ
Пальчиковые игры с младшими дошкольниками.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у дошкольников являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Публикация «Пальчиковые игры с младшими дошкольниками» размещена в разделах
"Пальчиковые игры" - это инсценировка, каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Предлагаю вашему вниманию «пальчиковые игры» для младших дошкольников.
С Е Н Т Я Б Р Ь
1. «Дождик капает»
Дождик капает,
Дождик капает.
Кап -кап-кап.
Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу. ]
2. «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.
А вторые догонять.
По столу "бегут" указательные пальцы.
Треть пальчики бегом,
Средние пальцы.
А четвертые пешком.
Безымянные пальцы.
Пятый пальчик поскакал
Касаться стола ритмично обоими мизинцами.
И в конце пути упал.
Хлопнуть кулаками по столу.
3. «Строим дом»
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат,
Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
Пальцы соединить, показать "крышу".
Вот какой хороший дом,
Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем.
Вращать кисти рук.
О К Т Я Б Р Ь
1. «Наперегонки»
Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли дети погулять,
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки.
Клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами.
2. «Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачёк разжать, широко расставив пальцы в стороны.
3. «Жук»
Жук летит, жужжить, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачёк. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок ими шевелит.
Н О Я Б Р Ь
1. «Козочка»
Шёл старик дорогою,
Нашёл козу безрогую
Давай, коза, попрыгаем,
Ножками подрыгаем.
А коза бодается
А старик ругается.
Идти пальчиками по столу, показать пальчиками «рога», постучать пальчиками по столу, снова показать «рога», погрозить пальчиком.
2. «Дом»
Молоточком я стучу,
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом,
Буду жить я в доме том.
Постукивание кулачками друг о друга, соединить кончики пальцев обеих рук, поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать ладонями.
3. «Дождик»
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочерёдно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
Д Е К А Б Р Ь
1. “Дом и ворота»
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт.
Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем.
"Крыша".
2. «Засолка капусты»
Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы.
3. «Замок»
На двери весит замок,
(«замок»)
Кто его открыть бы мог,
(пожать плечами)
Мы замочек потянули
(потянуть в стороны)
Мы замочек покрутили
(покрутить сцепленные кисти)
Мы замочек постучали
и открыли.
(постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в стороны)
Я Н В А Р Ь
1. «Кто приехал?»
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.
2. «Семья»
Этот пальчик - дедушка (большой,
Этот пальчик - бабушка (указательный,
Этот пальчик - папочка (средний,
Этот пальчик - мамочка (безымянный,
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья.
Хлопать в ладоши.
3. «Дружба»
Дружа в нашей группе
Девочки и мальчики.
Соединять пальцы в "замок".
С вами мы подружим
Маленькие пальчики.
Касание кончиков пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинай считать опять.
Парное касание пальцев от мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы закончили считать.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
Ф Е В Р А Л Ь
1. «Пальчик-мальчик»
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
2. «Замок»
Сцепим пальчики в замок
Чтоб войти чужой не смог.
Пустим только белочку,
Ёжика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
Сцепить пальцы двух рук в «замок». При произнесении слов: «Пустим только…» - ладони развести в стороны, затем быстро соединить.
3. «Лапки»
Стоит на задних лапках кот,
И в гости мышек он зовёт.
Показывает лапки,
А лапки – цап-царапки!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошкой. Большой палец прижать к указательному. Произносить громкое «мяу!» несколько раз. Можно продолжить игру со второй рукой. В заключении провести занятие двумя руками.
М А Р Т
1. «Индюк»
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная.
Пальчики обеих рук "идут" по столу.
2. «Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка - новые кроссовки.
Загибать пальчики, начиная с большого.
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки.
"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
3. «Гости»
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
А П Р Е Л Ь
1. «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопки на счет.
Вышел пальчик погулять.
Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.
Только вышел из ворот -
Глядь, другой к нему идет.
Присоединяется средний палец.
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи.
Затем - безымянный.
Вместе встанем в хоровод -
Вот.
Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.
2. «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье
Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки.
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
МАЙ
1. «Кого встретили в лесу?»
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.
"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса.
Рукой показать хвост за спиной.
Там живет олень.
Пальцы рук разведены в стороны.
Там живет барсук.
2Кулачки прижать к подбородку.
Там живет медведь.
Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.
2. «Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
3. «Пять и пять»
Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть.
Сжимание - разжимание пальцев рук.
Повернулись, улыбнулись,
Вращение кистей рук.
В кулачок опять свернулись.
Вот какие молодцы.
Стучать кулачками.
И в заключении пальчиковая игра, которую очень любят мои малыши
«С ДОБРЫМ УТРОМ!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
Указательными пальцами поглаживать глаза.
Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него.
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
Ладонями поглаживать уши.
Приложить ладони к ушам "Чебурашка".
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
Поглаживать то одну, то другую ручки.
Хлопки в ладоши.
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
Поглаживание коленок.
Потопать ногами.
С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась)
Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх, потянуться.