Токмакова Юлия
Пальчиковые игры как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Аннотация:в статье рассматриваются особенности активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Развитие активного словаря ребенка и рук идет параллельно. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развита речь.
Ключевые слова: словарь, пальчиковые игры, активизация словаря, средства активизации словаря.
Публикация «Пальчиковые игры как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Активизация словаря является одной из центральных задач развития речи в дошкольном возрасте, так как именно этот возрастной период является наиболее благоприятным для ее решения. Ее актуальность подтверждена ФГОС ДО [4], в котором выделена образовательная область «Речевое развитие» включающая в себя следующие разделы: обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и т. д.
Развитие словаря детей дошкольного возраста – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Проблема активизации словаря детей младшего дошкольного возраста рассматривалась в трудах М. М. Алексеевой, А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Т. П. Колодяжной, О. И. Соловьевой, О. С. Ушаковой и др.
Одним из эффективных средств активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, активизируют словарь ребенка [2, с. 58].
Экспериментальная работа проводилась в младшей группе на базе МКДОУ «д/с №7» г. Еманжелинска. Ее целью являлась экспериментальная проверка возможностей использования пальчиковых игр в активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. В исследовании принимало участие 20 детей младшего дошкольного возраста.
Для изучения уровня развития словаря детей младшего дошкольного возраста нами была применена методика О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной в соответствии с следующими критериями:
– называет слова, обозначающие предмет;
– обозначает признаки и качества предмета;
– называет действия предмета, связанные с движением;
– употребляет обобщающие слова;
– называет слова с противоположным значением [3, с. 65].
По результатам констатирующего эксперимента были выделены и описаны три уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста:
Высокий уровень: ребенок называет имя куклы в предложении, два и более признака куклы; самостоятельно называет более двух предметов одежды, обобщающие слова и более двух предметов своей одежды; называет все действия, которые выполняет кукла и более двух слов, как можно играть с куклой; называет два признака мяча и более и более двух слов-глаголов; даёт ответы на вопросы, называет все глаголы в нужной форме; называет обобщающее слово; составляет рассказ из личного опыта. Высокий уровень развития словаря был выявлен у 20 % детей экспериментальной группы и 20 % детей контрольной группы.
Средний уровень: даёт имя кукле одним словом; называет один признак куклы; с помощью вопросов педагога говорит, что надето на кукле; называет другие виды одежды; называет два предмета своей одежды; называет два действия, которые выполнила кукла и два действия, которые можно совершить с куклой; называет одно слово – признак мяча и два действия, как можно играть с мячом; отвечает на вопросы, называет 2-3 глагола правильно; перечисляет названия предметов, но не даёт обобщающего слова; не может составить рассказ из личного опыта, просто перечисляет игрушки, которые есть дома. Средний уровень развития словаря показали 50 % детей экспериментальной группы и 40 % детей контрольной группы.
Низкий уровень: ребенок не может дать имя кукле; не называет качеств, признаков куклы; показывает предметы одежды куклы, но не называет их; повторяет слова – названия одежды, которые назвал педагог; называет один предмет одежды, который на нем надет; называет одно слово-действие, которое выполняет кукла и одно слово, как можно играть с куклой; не называет качеств мяча; называет одно слово-действие с мячом; не отвечает на вопросы педагога, называет только одно действие; не может дать обобщающее слово; называет одну игрушку, которая есть дома. Низкий уровень развития словаря показали 30 % детей экспериментальной группы и 40 % детей контрольной группы.
Формирующий эксперимент был направлен на экспериментальную проверку возможности активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. На основе проведенного диагностического обследования мы разработали и внедрили комплекс занятий с использованием пальчиковых игр в младшей группе, направленных на активизацию словаря у дошкольников, в который включили следующие занятия: «В гостях у домовёнка Кузи», «Семья», «Животные», «Мебель». Далее приведем перечень пальчиковых игр, используемых на данных занятиях: «На работу пора», «Здравствуйте», «Капуста», «Перчатка», «Мы кружок нарисовали», «Много мебели в квартире», «Помощники», «Барашек», «Бычок», «Белка», «Ежик», «Голодная мышка», «Дружная семейка», «Наши мамы».
В результате проведения формирующего эксперимента отмечена положительная динамика в активизации словаря у детей экспериментальной группы, что нашло подтверждение в процессе проведения контрольного среза. В экспериментальной группе уровень развития словаря повысился на 40 %, а у детей контрольной группы, с которыми не проводилась формирующая работа, уровень развития словаря повысился всего на 10 %.
Таким образом, можно заключить, что пальчиковые игры – уникальное средство для активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, мышления, внимания, восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, расширяют кругозор и словарный запас детей, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Список литературы
1 Анищенко, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенко. – М., 2006. – С. 53-72
2. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамонова. СПб. : Детство-Пресс, 2007. – 80 с.
3. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования