Мячина Галина Вячеславовна
Пальчиковые и кинезиологические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с общим недоразвитием речи. Для данных детей характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой» гимнастики
стимулирует развитие и выразительность речи.
Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорные: «Сорока - белобока», «Мальчик - пальчик». Исследования показывают, что систематические упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в особенности освоения речи.
Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:
• способствуют развитию ловкости пальцев;
• активизируют речевые центры;
• развивают внимание, память, воображение;
• создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.
Рекомендации по применению:
• игры можно проводить в любое время, ежедневно;
• необходимо точное выполнение движений и приёмов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом
• перед интенсивной умственной нагрузкой;
• продолжительность зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут в день;
• каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании.
По характеру сопровождающего материала пальчиковые игры делятся на 3 вида:
• Игры со стихотворным сопровождением. Благодаря ритмичному звучанию стихотворные игры быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно.
• Игры-манипуляции: в пальчиках ребёнок представляет называемых персонажей (члены семьи, люди разных профессий) или животных.
• Игры-инсценировки, так называемый пальчиковый театр: ребёнок пальчиками изображает сказочных персонажей и разыгрывает знакомый сюжет. Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закрепить знание и содержание сказок, развивать речь и образное мышление.
Значительные результаты приносят пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга, которые состоят из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Пальчиковые кинезиологические упражнения являются педагогической находкой, т. к. позволяют эффективно, в игровой форме проводить коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Благодаря таким играм формируется умение понимать словесную инструкцию, развивается интонационная речь.
Кинезиологические упражнения:
«Дом - ёжик - замок»
Последовательно менять три положения: пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить параллельно («дом», поставить ладони под углом друг к другу, пальцы одной руки расположить между пальцами второй («ёжик», ладони прижать друг к другу, пальцы переплести («замок»).
«Заяц – колечко – цепочка»
Последовательно менять три положения: указательный и средний пальцы поднять вертикально и рассоединить, остальные пальцы прижаты к ладони («заяц», указательный и большой палец соединить в кольцо, остальные пальцы вытянуты вперёд («колечко», поочерёдно соединяем большой палец с указательным, средним и т. д., через них попеременно «пропускаем» пальчики – колечки другой руки («цепочка»).
«Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Фонарики»
«Фонарики зажглись» - пальцы выпрямить, «фонарики погасли» - сжать руки в кулаки, «мигающие фонарики» - попеременно сжимаем и выпрямляем пальцы рук.
«Погреем руки»
Движения, как при растирании рук (пальчиковая игра в сочетании с массажем рук)
«Горизонтальная восьмерка» -
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
«Стучалки – рисовалки»
Отстукивать левой рукой по одному такту; одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем правой руки описывать в воздухе небольшой кружок.
«Флажок – рыбка - лодочка»
Последовательно менять три положения: ладонь поставить на ребро, большой палец вытянуть вперёд («флажок», пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой («рыбка», обе ладони соединены и поставлены ковшиком, большие пальцы подняты вверх («лодочка»).
«Лягушки»
Руки положить на стол, колени или любую горизонтальную поверхность. Одну руку сжать в кулак, другую положить ладошкой вниз. Одновременно менять положение рук.
Необходимо добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему удовольствие и радость, желание играть.
Учитель - логопед: Мячина Г. В.