Приложение МААМ

Пальчиковые и кинезиологические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Мячина Галина Вячеславовна
Пальчиковые и кинезиологические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с общим недоразвитием речи. Для данных детей характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.

Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой» гимнастики

стимулирует развитие и выразительность речи.

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорные: «Сорока - белобока», «Мальчик - пальчик». Исследования показывают, что систематические упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в особенности освоения речи.

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

• способствуют развитию ловкости пальцев;

• активизируют речевые центры;

• развивают внимание, память, воображение;

• создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Рекомендации по применению:

• игры можно проводить в любое время, ежедневно;

• необходимо точное выполнение движений и приёмов;

• упражнения проводятся стоя или сидя за столом

• перед интенсивной умственной нагрузкой;

• продолжительность зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 минут в день;

• каждое упражнение выполняют по 1 – 2 минуты, в различном порядке и сочетании.

По характеру сопровождающего материала пальчиковые игры делятся на 3 вида:

• Игры со стихотворным сопровождением. Благодаря ритмичному звучанию стихотворные игры быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно.

• Игры-манипуляции: в пальчиках ребёнок представляет называемых персонажей (члены семьи, люди разных профессий) или животных.

• Игры-инсценировки, так называемый пальчиковый театр: ребёнок пальчиками изображает сказочных персонажей и разыгрывает знакомый сюжет. Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закрепить знание и содержание сказок, развивать речь и образное мышление.

Значительные результаты приносят пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга, которые состоят из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Пальчиковые кинезиологические упражнения являются педагогической находкой, т. к. позволяют эффективно, в игровой форме проводить коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Благодаря таким играм формируется умение понимать словесную инструкцию, развивается интонационная речь.

Кинезиологические упражнения:

«Дом - ёжик - замок»

Последовательно менять три положения: пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить параллельно («дом», поставить ладони под углом друг к другу, пальцы одной руки расположить между пальцами второй («ёжик», ладони прижать друг к другу, пальцы переплести («замок»).

«Заяц – колечко – цепочка»

Последовательно менять три положения: указательный и средний пальцы поднять вертикально и рассоединить, остальные пальцы прижаты к ладони («заяц», указательный и большой палец соединить в кольцо, остальные пальцы вытянуты вперёд («колечко», поочерёдно соединяем большой палец с указательным, средним и т. д., через них попеременно «пропускаем» пальчики – колечки другой руки («цепочка»).

«Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Фонарики»

«Фонарики зажглись» - пальцы выпрямить, «фонарики погасли» - сжать руки в кулаки, «мигающие фонарики» - попеременно сжимаем и выпрямляем пальцы рук.

«Погреем руки»

Движения, как при растирании рук (пальчиковая игра в сочетании с массажем рук)

«Горизонтальная восьмерка» -

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

«Стучалки – рисовалки»

Отстукивать левой рукой по одному такту; одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем правой руки описывать в воздухе небольшой кружок.

«Флажок – рыбка - лодочка»

Последовательно менять три положения: ладонь поставить на ребро, большой палец вытянуть вперёд («флажок», пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой («рыбка», обе ладони соединены и поставлены ковшиком, большие пальцы подняты вверх («лодочка»).

«Лягушки»

Руки положить на стол, колени или любую горизонтальную поверхность. Одну руку сжать в кулак, другую положить ладошкой вниз. Одновременно менять положение рук.

Необходимо добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему удовольствие и радость, желание играть.

Учитель - логопед: Мячина Г. В.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пальчиковые и кинезиологические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 10:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые и кинезиологические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мячина Галина Вячеславовна (УИ 1551886) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД