Екатерина Федотова
Пальчиковая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Дети-дошкольники живут и развиваются в мире фантазии и игры. Их всерьез захватывает то, что можно увидеть, услышать, потрогать. Поэтому необходимо найти формы и методы, с помощью которых можно легко и весело и учить, и учиться — радостно и увлеченно, играя.
Именно в раннем возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируются навыки и умения, необходимые в будущем. В это время активно развивается организм ребенка, в том числе его познавательная сфера, особое место в которой занимает речь.
Публикация «Пальчиковая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2022
Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий для детей в контексте ФГОС ДО является пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры влияют не только на эмоциональное состояние ребенка, на развитие речи, но и мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают его. Это прекрасное занятие, когда ребенка нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Пальчиковые игры являются доступным и эффективным средством развития ребенка раннего возраста. Они таят в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных. Украшенные выразительной мимикой и жестами они развивают творческое воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие как детям, так и взрослым.
Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции. Их с успехом можно включать в работу с дошкольниками. Пальчиковые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.
Простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое — за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.
Существование пальчиковых игр было известно еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает улучшить память, укрепить сердечнососудистую систему и наладить работу пищеварительного тракта. Они снимают стресс, развивают ловкость и силу кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Целью педагогической деятельности является развитие у старших воспитанников тонких движений пальцев рук, подготовка к овладению письмом, посредством пальчиковых игр с предметами. Проблеме подготовки руки к письму в педагогике уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Успешно овладеть письмом в школе можно при условии, если ребенок в дошкольном возрасте выработал и усвоил ряд приемов, которые подготовили и облегчили его к процессу письма, благодаря развитию мелкой моторики.
Основным фактором психического развития ребенка предусматривается обучение и его собственная деятельность. Обучение и деятельность неразрывны, и вместе становятся источником развития ребенка, охватываются зоной ближайшего развития ребенка. С одной стороны, обучение выступает средством формирования деятельности, а с другой — деятельность является основным средством обучения. Пальчиковые игры улучшают психические процессы, помогают выработать усидчивость и терпение, развивают творческие способности и фантазию малыша. Большое значение в развитии мелкой моторики имеет создание в группе обстановки, постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата. Принцип индивидуализации официально заявлен в стандарте дошкольного образования как руководство к действию педагога. Такой подход, для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей, дает эффективный положительный результат.
Детям нравятся рифмованные небольшие стишки (потешка). Ритмический рисунок такого стиха, обычно не сложен, и позволяет малышу очень легко его запомнить. Обычно, потешка имеет простой сюжет в одно-два действия, и симпатичного персонажа: зайку, кошечку, козочку. В момент проговаривания стиха, ребенок каждый раз делает определенные движения пальчиками, что способствует развитию не только мелкой моторики, но и двигательной памяти. Если ребенок в какой-то момент забудет слова, то движения будут помощниками, т. к. при воспроизведении движений ребенок не ошибется. Сначала идет двежение, а затем только слова. Так дети легко учат даже большие стихи: визуально, образно и только потом выражают все словами.
Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения рук в соответствии с фразами, темпом и ритмом.
Эмоциональность — выразительность мимики, умение передавать в мимике, позе и жестах чувства, исходя их музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д.). Эмоциональные дети поют во время движения, после выполнения движения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям.
Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, а так же придумывать собственные, оригинальные сценки. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом, движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Память — способность запоминать музыку и движение. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений игры вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений.
Подвижность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции. Норма — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д.
Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющая исполнить несложные упражнения.
Ритмодекламация — синтез музыки и поэзии, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение, т. к. для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Ритмодекламация — это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, соинтонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации. Интонационное варьирование текста составляет главную педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры через все тело дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:
— коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
— игры-команды;
— массажные;
— тонизирующие;
— пластико-ритмо-речевой театр.
Все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Музыкальные пальчиковые игры. Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.
Дети от года до двух лучше всего воспринимают игры, для постановки которых используется одна рука. В трехлетнем возрасте они прекрасно осваивают пальчиковые игры для дошкольников с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. В четыре года дети играют в такие игры с поочередной сменой сюжетов в них. А от 5 лет и выше в пальчиковые игры для дошкольников, добавляются разные предметы, позволяющие более активно использовать кисти и пальцы ребенка — шарики, кубики, пирамидки, домики и другие игрушки.
Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики. Пальчики — это довольно удобное решение для малыша, если захочется поиграть на улице, в детском саду, в школе. Пальчиками можно воспользоваться в любое время — их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ними по столу и многое другое. Упражнения и игры для детских пальчиков — это очень эффективное средство для развития правильной речи ребенка в дошкольном возрасте.