ЕЛЕНА БОЧЕВА
Пальчиковая гимнастика. Вторая часть.
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка 51
«Машина каша»
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
Дети указательным пальцем правой руки изображают, что мешают кашу в левой ладошке.
Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды.
Разжимают пальцы.
Сдувают воображаемые крошки с ладони.
Карточка 52
«Собираем грибы»
Топ – топ – пять шагов,
Публикация «Пальчиковая гимнастика, Вторая часть,» размещена в разделах
В туесочке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб –
Сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
Дети «шагают» пальцами по столу.
Сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы – ручка.
Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев.
Карточка 53
«Грибы»
Са – са – са – бежит рыжая лиса.
За – за – за – на травинке стрекоза.
Су – су – су – я грибы несу.
Зу – зу – зу – на телеге их везу.
Дети «ходят» указательными и средними пальцами по бедрам.
Поднимают указательные пальцы и покачивают ими из стороны в сторону.
Сжимают пальцы в кулаки, поочередно поднимают и опускают их.
Вращают кулаками перед грудью.
Карточка 54
«По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы грибы искать.
Первый гриб – боровик,
Полезай в лукошко!
Подосиновик стоит
На высокой ножке.
Подберезовик нашли
Под березой прямо.
А масленок прячется –
Вот какой упрямый!
На пеньке нашли опят
Целый маленький отряд!
Полную корзинку
Набрали мы грибов,
Принесем, почистим,
Сварим – суп готов!
Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы.
Массируют по очереди фалангу большого пальца (от ногтя к основанию пальца, указательного, среднего, безымянного, мизинца.)
Переплетают пальцы, сделав «корзинку».
Потирают ладони.
Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки, вытягивают руки вперед.
Карточка 55
«Овощи» (чистоговорка)
Ох – ох – ох – лучше всех горох!
Ха – ха – ха – это чепуха!
Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор!
Овь – овь – овь – сладкая морковь!
Ла – ла – ла – вкусная свекла!
Оп – оп – оп – душистый укроп!
Дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы.
Хлопают в ладоши.
Ударяют кулачками по коленям.
Хлопают ладонями по коленям.
Ритмично сжимают пальцы в кулачки.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх.
Карточка 56
«Огурцы» (чистоговорка)
Цы – цы – цы – в огороде огурцы.
Ица – ица – ица – прилетела к нам синица.
Рец – рец – рец – поклевала огурец.
Цу – цу – цу – всем я дам по огурцу.
Дети хлопают в ладоши.
Делают легкие взмахи кистями рук («крылья»).
Стучат указательными пальцами по коленям («клюют»).
Ритмично протягивают ладони вперед и прижимают к груди.
Карточка 57
«Горох и петухи» (чистоговорка)
Ох – ох – ох – посадили мы горох.
Ха – ха – ха – угостим мы петуха.
Хи – хи – хи – подрались петухи.
Оху – оху – оху – так хочется гороху!
Дети прикасаются указательными пальцами к большим.
Сжимают и разжимают пальцы.
Стучат кулаками по коленкам.
Хлопают в ладоши.
Карточка 58
«Капуста»
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, посолили.
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке!
Дети ритмично ударяют ребром ладони по столу.
Выполняют хватательные движения обеими руками, указательный и средний пальцы трутся о большой.
Ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки.
Карточка 59
«Варим суп»
Эй, ребята! Эге – гей!
Чистим овощи для щей.
Режем мы капусту –
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку,
Чистим очень ловко.
Мы натрем морковку,
Красную головку.
А потом, а потом
Мы накрошим помидор,
И головку лучка,
И зубок чеснока.
Мы посолим супчик,
Попробуй, голубчик!
Дети хлопают в ладоши.
Ставят ладони параллельно друг другу пальцы, пальцы выпрямлены. Поочередно поднимают и опускают ладони («рубят»).
Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони.
Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам, одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь».)
Стучат по левой ладони ребром правой.
Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»).
Вытягивают обе ладони вперед.
Карточка 60
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Это пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Показывают вокруг и на себя.
Карточка 61
«Собака и кошка»
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
Дети ставят правую ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе, попеременно опускают и поднимают мизинец.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх.
Карточка 62
«Кони»
- Кони, на старт!
- Поскакали!
- По травке!
- По песочку!
- По камушкам!
- По мостовой!
- По болотцу!
- По топкому болотцу!
- Прискакали!
Дети кладут руки на стол ладонями вниз.
Стучат ладонями по столу, имитируя стук копыт.
Поглаживают стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе.
Потирают одну ладонь о другую.
Стучат по столу ногтями.
Стучат по столу кулачками.
Массирующими движениями стучат по щечкам.
Причмокивают.
Сильно ударяют ладонями по столу.
Карточка 63
«Буренушка»
Дай молока, Буренушка,
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молока для кашки.
Всем дает здоровье молоко коровье!
Дети «доят корову».
Делают мордочки из пальцев.
Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название молочного продукта.
Снова «доят» корову.
Карточка 64
«Котенок - шалун»
Котенок мамочку зовет:
- Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:
- Мало-мало, мало-мало.
Покормит мама молочком:
- Мур-мур-мур,
Мур-мур-мур.
Свернется маленьким клубком:
- Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет,
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
И нитку быстро размотает,
Ап-ап-ап, ап-ап-ап.
Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Скрещивают пальцы рук и поднимают пальцы.
Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Ритмично потирают кулак о кулак.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Карточка 65
«Волк» (чистоговорка)
Апа–апа-апа – болит у волка лапа.
Апе-апе-апе – ранка на лапе.
Апу–апу-апу – мы полечим лапу.
Апы-апы-апы – у волка сильные лапы!
Дети встряхивают опущенными кистями рук.
Ударяют пальцами одной руки по ладони другой.
Поглаживают одной ладонью о другую.
Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и встряхивают ими.
Карточка 66
«В лесу» (чистоговорка)
Са-са-са – на траве лежит роса.
Су-су-су – в лесу видели лису.
Си-си-си – в пруду живут караси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Дети встряхивают кистями рук.
Приставляют раскрытую ладонь к глазам.
Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево.
Поднимают и опускают сложенные ладони.
Карточка 67
«Лиса» (чистоговорка)
Са-са-са – идет рыжая лиса.
За-за-за – щурит хитрые глаза.
Ицу-ицу-ицу – мы заметили лисицу.
Се-се-се – подошли мы к лисе.
Дети по очереди мягко вытягивают вперед руки.
Прикасаются указательными пальцами к уголкам глаз.
Приставляют ладонь к глазам.
«Проходятся» пальцами по бедрам.
Карточка 68
«Веселый ручеек»
Ручеек в лесу бежал
И зайчонка повстречал.
Тра-та-та-та, тра-та-та-та
Лапками по пню стучал.
Ручеек зайчонку вторит :
- Дзынь-дзынь-дзынь,
Дзынь-дзынь-дзынь.
Белочка спустилась с ветки
И орешками – хрум-хрум.
Тук-тук-тук –
С березы дятел.
Ах, какой поднялся шум!
Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.
Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака.
Ритмично щелкают пальцами.
Постукивают кулаком о кулак.
Карточка 69
«Дикие животные»
Это – зайчонок,
Это – бельчонок.
Это – лисенок, это – волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый мохнатый смешной медвежонок!
Дети сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.
Карточка 70
«Сидит белка на тележке» (потешка)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому!
Дети хлопают в ладоши и ударяют кулаками друг о друга попеременно.
Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.
Карточка 71
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек!
Дети ритмично сжимают и разжимают кулаки.
Машут перекрестно сложенными ладонями.
На каждое название птицы дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.
Трут большие пальцы об указательные, как бы насыпают корм в кормушку.
Карточка 72
«Птички»
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – соловушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Русская народная песня
Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы.
Машут руками, как крыльями.
Карточка 73
«Дрозд - дроздок»
Дружок ты мой, дрозд,
В крапинку хвост,
Носик – остренький,
Бочок – пестренький,
Перья – тонкие,
Песни звонкие!
Весной распеваются,
Зимой забываются.
Молдовская песня
Дети машут сложенными накрест ладонями, как крыльями.
Загибают по одному пальцу на обеих руках.
Вновь машут сложенными накрест ладонями.
Карточка 74
«Утка в камыше»
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша!
Дети стоят в кругу, подняв руки вверх, и плавно ими покачивают.
Сгибают ноги в коленях, руки за спину, изображая утку.
Топают ногами и проговаривают чистоговорку, меняя интонацию (удивленно, призывно) и силу голоса.
Карточка 75
«Снегирек»
Сел на ветку снегирек, ф-ф, ф-ф.
Брызнул дождик – он промок, ф-ф, ф-ф.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши ты снегирька! Ф-ф, ф-ф…
Немецкая детская песенка
Дети взмахивают кистями рук коротко.
Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Качают поднятыми руками над головой.
Карточка №76
«Холода» (чистоговорка)
Да-да-да – вот настали холода.
Ды-ды-ды – идет дым из трубы.
Ду-ду-ду – я на лыжах иду.
Ди-ди-ди – ты меня в снегу найди.
Дети хлопают в ладоши.
Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
«Скользят» ладонью по ладони.
«Пробегают» указательным и средним пальцами по бедрам.
Карточка 77
«Морозы» (чистоговорка)
Да-да-да – настали холода.
Ул-ул-ул – холодный ветер дул.
Тель-тель-тель – на дворе метель.
Тели-тели-тели – весь день метут метели.
Дети хлопают в ладоши.
Делают «тарелочки».
Качают поднятыми руками.
Сгибают руки в локтях и вращают кулаками перед грудью.
Карточка 78
«Стоят у нас морозы» (чистоговорка)
Озы-озы-озы – стоят у нас морозы.
Зи-зи-зи – саночки вези.
Оза-оза-оза – на окне ледяная роза.
Озе-озе-озе – озябнешь на морозе.
Дети хлопают в ладоши.
Потирают ладони друг о друга.
Делают «фонарики».
Похлопывают ладонями по плечам, скрестив руки на груди.
Карточка 79
«На лыжах» (чистоговорка)
Ду-ду-ду – я на лыжах иду.
Ды-ды-ды – на снегу видны следы.
Одя-одя-одя – за мной идет Володя.
Ди-ди-ди – ты меня подожди!
Ода-ода-ода – хорошая погода!
Дети скользят одной ладонью по другой.
Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую («смотрят»).
Делают скользящие движения ладоней по бедрам.
Грозят пальцем.
Хлопают в ладоши.
Карточка 80
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет ком Снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка –
Увы! И нет Снеговика.
Дети показывают, как лепят снежки (то одна рука сверху, то другая).
Разводят руки в стороны, показывая большой ком.
Ставят руки на пояс.
Показывают на лице улыбку.
Показывают руками глаза, кладут одну ладонь на голову, приставляют ладони с растопыренными пальцами к носу (как у Петрушки, поднимают одну руку вверх и широко раздвигают пальцы.
Поднимают вверх скрещенные руки с раздвинутыми пальцами («солнце»).
Пожимают плечами и разводят руки в стороны.
Карточка 81
«Украшаем елочку»
Елочку пушистую
Дети наряжали,
Разными игрушками
Елку украшали.
Шарики повесили,
Звонкие хлопушки,
Яркие фонарики,
Клоуна Петрушку,
Льдинки серебристые,
Сосульки ледяные,
Мишуру пушистую,
Звезды золотые.
Елочка нарядная,
Все встанем в хоровод,
Песнями и плясками
Встретим Новый год!
Дети соединяют большой палец правой руки с мизинцем левой, а большой палец левой руки с мизинцем правой.
Дети размыкают большой палец и мизинец и поворачивают кисти на 180 градусов навстречу друг другу, вновь соединяя пальцы. Повторяют в другую сторону.
Соединяют пальцы правой руки с пальцами левой, округляют их, образуя шар.
«Скользящие» хлопают ладонями друг о друга («тарелочки»).
Вращают кистями рук («фонарики»).
Показывают руками длинный нос.
Поднимают вверх указательные пальцы, остальные сжимают в кулак.
Опускают указательные пальцы вниз («сосульки»).
Поднимают и плавно опускают руки через стороны, мелко перебирая пальцами.
Поднимают руки, ладонями от себя, широко расставив пальцы.
Вытягивают вперед правую руку.
Вытягивают вперед левую руку.
Берутся за руки и встают в хоровод.
Карточка 82
«Подарки»
Дед Мороз принес подарки:
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколада полмешка
И пушистого щенка
Гав! Гав!
Дети «шагают» пальцами по столу
На каждое название подарка загибают по одному пальцу : сначала правой, потом левой руки.
Делают из пальцев правой руки мордочку щенка.
Карточка 83
«Мороз»
Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берез.
Ходит, бородою
Белою трясет,
Топает ногою,
Только треск идет!
Дети хлопают по коленям.
Щелкают пальцами.
Ритмично наклоняют голову.
Притопывают.
Карточка 84
«Снежный пирог»
Падал снег на порог.
Кто слепил себе пирог?
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки,
Но не из снега – из муки.
Дети 2 раза медленно опускают ладони на стол.
Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.
«Бегут» пальцами обеих рук по столу.
Показывают, как пекут пирог.
Карточка 85
«Капель» (чистоговорка)
Ало-ало-ало – солнце по небу гуляло.
Пло–пло-пло – на улице теперь тепло.
Ли-ли-ли – мы гулять пошли.
Пель-пель-пель – весело звенит капель.
Дети покачивают руками («фонарики»).
Сжимают и разжимают пальцы.
Хлопают ладонями по коленям.
Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Карточка 86
«Весна» (чистоговорка)
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Теперь зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Ходят пальчиками по столу.
Руки на столе ладонями вниз, раздвигают-сдвигают пальцы.
Руки согнуты в локтях, пальцы открыты.
Загибают по одному пальцу на каждой руке.
Карточка 87
«Яблоневый цвет»
Невесомы, прекрасны, легки
Облетают с цветков лепестки.
И под яблоней нежный ковер.
На траве нарисован узор.
Нежный цвет разметали дожди,
Завязали на ветках плоды.
Будут солнца и дождика ждать.
Чтоб спелыми, вкусными стать.
Дети ритмично, с акцентом на каждое слово, выполняют плавные движения руками сверху вниз.
Делают ритмичные круговые движения в воздухе указательными пальцами.
Ритмично соединяют пальцы обеих рук, придав кистям округлую форму.
Карточка 88
«Цветок»
Вырос цветок на весенней полянке,
Нежную голову робко поднял.
Ветер подул – он качнулся неловко.
Он испугался, затрепетал.
Ветер бутоны качает упрямо.
Вперед и назад, налево, направо.
Дети соединяют неплотно ладони и поднимают их перед собой.
Покачивают ладонями медленно, быстро.
Наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо.
Карточка 89
«Посевная»
Мы посеем рожь, рожь,
И горох взойдет хорош,
Будет по ветру клониться
Белоярая пшеница,
И гречиха в цвет рядится.
Эстонская народная песенка
Дети показывают, как разбрасывают зерна.
Медленно поднимают руки.
Качают поднятыми руками из стороны в сторону.
Вытягивают руки и вращают кистями.
Карточка 90
«Такой разный дождь»
Рассердилась туча злая,
И закапал мелкий дождь.
Капля падает за каплей,
Столько набежало слез!
Дождь сильнее стал,
И ветер сделал вдруг его косым.
Вправо капли, влево капли,
Словно всех косой косил.
Ливень туча посылает,
И стеной вода течет.
Где бы спрятаться от ливня?
Зонтик нас раскрытый ждет.
Дети стучат кулаком о кулак.
Быстро ритмично постукивают указательным пальцем правой руки о ладонь левой.
Ритмично щелкают пальцами рук, собирают «слезы» в ладонь.
Делают движения ребром ладони сверху вниз по диагонали.
Делают диагональные движения ребром ладони в разные стороны, имитируют движения косаря.
Вытягивают руки вперед ладонями к себе и опускают их так, словно опускают занавес.
Пожимают плечами, смотрят по сторонам.
Поднимают руки вверх, изображают купол зонтика.
Карточка 91
«Дубы» (чистоговорка)
Ду-ду-ду – к дубу подойду.
Ды-ды-ды – где твои плоды?
Ди-ди-ди – это желуди.
Дети «пробегаются» указательным и средним пальцами по бедрам.
Ритмично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.
Соединяют указательные и большие пальцы в кольцо.
Карточка 92
«Тополиные пушинки»
Тополиные пушинки легкие, как пух.
Разлетаются повсюду, словно туча мух.
Пух-пух-пух, пух-пух-пух.
Мухи белые на крыше,
В парке на траве,
На дорогах, тротуарах,
В окнах на стекле.
Пух-пух-пух, пух-пух-пух.
Лезут в нос они и в глазки,
Хочется чихнуть.
И бегут они, как в сказке,
Выбирая путь.
Пух-пух-пух, пух-пух-пух.
Только дождик им преграда.
И дождю они не рады.
Дети ритмично скрещивают руки наверху.
Ритмично щелкают пальцами рук.
Ритмично загибают на каждую фразу пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Энергично потирают ладонь о ладонь (ладони расположены вертикально).
Ритмично шевелят всеми пальцами рук.
Делают ритмичные легкие прыжки.
Карточка 93
«Машины»
На улице нашей машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые.
Торопятся, мчатся, как будто живые.
- Эй, машины, полный ход!
Я – примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.
Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.
Когда все «машины проехали», ребенок – «пешеход» «переходит улицу» и произносит слова.
Карточка 94
«Маршрутка, автобус»
Маршрутка, автобус, троллейбус,
Машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, пароходы,
Ледоходы, лодки, суда,
Они очень редко заходят сюда.
Дети одновременно на двух руках загибают пальцы, начиная с большого.
Сжимают и разжимают пальцы.
Одновременно на двух руках загибают пальцы, начиная с большого.
Сжимают и разжимают пальцы.
Карточка 95
«Надоедливые мухи» (чистоговорка)
Чай душистый пьем, пыхтим:
- Уф-уф-уф, уф-уф-уф.
Отгоняем веткой мух.
Мух-мух-мух, мух-мух-мух.
А они в варенье сели,
Ели-ели, ели-ели.
Так нам мухи надоели!
Мы варенье быстро съели.
Дети ритмично горизонтально потирают ладонь о ладонь.
Ритмично помахивают рукой.
Ритмично постукивают пальцем о ладонь.
Карточка 96
«Пчелка» (чистоговорка)
Жу-жу-жу – над цветами я кружу.
Жа-жа-жа – испугалась я ежа.
Жи-жи-жи – пролетели стрижи.
Ужу-ужу-ужу – чуть я не упала в лужу.
Дети вращают перед собой указательными пальцами.
Сжимают и разжимают пальцы.
Взмахивают кистями рук.
Качают головой вправо-влево.
Карточка 97
«Стрекоза» (чистоговорка)
За-за-за – прилетела стрекоза.
Зе-зе-зе – что здесь надо стрекозе?
Зы-зы-зы – испугалась ты грозы?
Азе-азе-азе – спрячься скорей в вазе!
Дети взмахивают кистями рук.
Поднимают и опускают плечи.
Качают головой вправо-влево («смотрят»).
Ударяют пальцами одной руки по ладони другой.
Карточка 98
«Гусеница»
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон».
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо –
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, соня-сонюшка!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна –
Стала бабочкой она!
Дети складывают руки «домиком» над головой.
Обхватывают ладонями локти.
Делают вращательные движения указательным пальцем.
Соединяют указательный и большой пальцы.
Кладут сложенные ладони под щеку.
Сгибают руки в локтях и попеременно поднимают ладони вверх-вниз.
Сжимают руки в кулак и по очереди разжимают пальцы, начиная с мизинца.
Поднимают руки и потягиваются.
Через стороны опускают руки вниз.
Делают маховые движения руками.
Карточка 99
«Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку.
Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши зонтик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился. Устал.
Дети указательным и средним пальцами обеих рук «шагают» по столу.
Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строчку.
Трясут ладонями, как будто стряхивают с них воду.
Кладут ладони на стол.
Карточка 100
«Грачи»
Мы лепили куличи,
Прилетели к нам грачи.
Первый грач испек пирог,
А второй ему помог,
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи грачей считать!
Хлопки в ладоши.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Разгибают пальчики из полученного кулачка.
Карточка 101
«Любимые сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три Медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем.
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Сжимают и разжимают пальчики.
Поочередно загибают пальчики, начиная с большого правой руки.
Хлопают в ладоши.
Карточка 102
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять
В лес пойдем мы погулять.
За черникой, а малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем
Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.
Обе руки «идут» пальчиками по коленкам.
Загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Карточка 103
«На елке»
Мы на елке веселились
И плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес,
Дал большущие пакеты
В них же вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, одни
Золотистый мандарин.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Ритмичные удары кулачками.
«Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
«Рисуют» руками большой круг.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Загибают пальцы, начиная с мизинца.
Карточка 104
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много Вот!
Будем яблоки крошить
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
Левую ладошку держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять «варят» и «мешают».
Карточка 105
«Пирожки»
Испекли мы пирожки
С разною начинкой:
И с капустой пирог,
И с картошкой пирог,
И с морковкой пирог,
И с луком пирог.
И, конечно на дорожку –
Ароматную лепешку!
Имитация лепки пирожков.
Загибать пальчики, начиная с мизинца.
Карточка 106
«Веселая игра»
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: - Во!
Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка,
Щелкнет по лбу - будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик – с – пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!