ЕЛЕНА БОЧЕВА
Пальчиковая гимнастика. Первая часть
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Она очень эмоциональна, увлекательна, захватывает ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагает наличие ситуации успеха. Гимнастика способствует развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Публикация «Пальчиковая гимнастика, Первая часть» размещена в разделах
Карточка 1
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка… кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.
Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки.
Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу дети разжимают по пальцу, начиная с большого.
Дети прячут руки за спину.
Карточка 2
«Игрушки»
Все, что только захотим,
Из песка мы смастерим.
Миша лепит колобок,
А Танюша – теремок,
Лера лепит разных рыб,
Ну а Настя – белый гриб.
Хлопки в ладоши.
Ладошки сложить «ковшиком», лепить колобок.
Соединить прямые ладони над головой («крыша»).
Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево.
Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть ее ладонью другой рукой («шляпка грибка»).
Карточка 3
«Пальчики уснули»
Пальчики уснули, в кулачок свернулись.
Раз, два, три, четыре, пять – захотели поиграть.
Разбудили дом соседей, там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять, десять – веселятся все.
Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся, пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один – снова в домике мы спим.
Карточка 4
«Пальчик в лес пошел»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
А вот этот пальчик все съел, оттого и потолстел.
Вышли пальчики гулять, а вторые – догонять.
Третьи пальчики бегом, а четвертые – пешком.
Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.
Карточка 5
«Деревья»
В поле дерево стоит.
Ветер ветки шевелит.
Весной набухли почки,
Раскрылись все листочки.
Чтоб деревья подрастали,
Чтоб они не засыхали,
Корни дереву нужны.
Почему они важны?
Дети поднимают руки над головой.
Покачивают руками.
Сжимают пальцы в кулаки.
Разжимают кулаки, шевелят пальцами.
Опускают руки, разводят пальцы в стороны.
Ответы детей.
Карточка 6
«Есть у каждого свой дом»
Дети загибают на обеих руках пальцы : по одному пальцу на каждое двустишие.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
Карточка 7
«Дружные пальчики»
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимают в кулак (большой палец должен быть сверху).
Карточка 8
«Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.
Первый палец – самый сильный,
Самый толстый и большой.
Второй пальчик – для того,
Чтоб показывать его.
Третий палец – самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Карточка 9
«Гимнастика для рук»
Много ли надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружок,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.
Карточка 10
«Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица
Всем лисятам рукавицы:
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли.
А маленькие рукавички
Для Наташеньки-лисички.
В рукавичках –да-да-да!-
Не замерзнем никогда!
- А у нас есть валенки, -
Отвечали заиньки. –
Что нам вьюга да метель?.
Хочешь, Мишенька, примерь.
Поочередно потереть большим
пальцем подушечки остальных пальцев.
Поочередно массировать пальцы левой руки, начиная с большого (при повторении массаж пальце правой руки).
Потереть ладони друг о друга.
Карточка 11
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.
«Шагать» по столу указательным и средним пальцами обеих рук.
Карточка 12
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули…
Покрутили…
Постучали…
И открыли!
Соединить пальцы рук в замок.
Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в стороны.
Волнообразные движения кистями рук.
Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг о дружку.
Пальцы разъединили.
Карточка 13
«Паучок»
На изогнутый сучок сломанной осинки
Опустился паучок
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
Сам в сторонку
И молчок.
Левая рука вытянута, ладонь вниз.
Пальцами правой руки от плеча левой руки выполняют вниз перебирающие движения.
Указательным пальцем левой руки чертят крестик на тыльной стороне правой руки.
Левая ладонь округлена: изображает гамачок. Пальцы правой руки собраны вместе. Опустить их в «гамачок».
Руки за спину.
Указательный палец правой руки подносят к губам.
Карточка 14
«Повстречались»
Повстречались два котика.
Мяу-мяу!
Повстречались два щенка.
Гав-гав!
Встретились два жеребенка.
Иго-го!
Повстречались два поросенка.
Хрю-хрю!
Вот столкнулись два бычка.
Му-у!
Смотрите, какие рога!
Соединить мизинцы обеих рук.
Соединить безымянные пальцы рук.
Соединить средние пальцы.
Соединить указательные пальцы.
Соединить большие пальцы.
Двумя пальцами сделать «козу».
Карточка 15
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Загибать пальчики, начиная с большого, на каждое название мебели.
Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.
Карточка 16
«Сколько в доме этажей?»
Этот дом – одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трехэтажный.
Этот дом – самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Карточка 17
«Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал!
Пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки.
Поднимать зажатые кулачки вверх.
Карточка 18
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Потирать ладошки друг о друга («мыть посуду»).
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
Карточка 19
«Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Показать большой палец.
Поочередно соединять большой палец с остальными.
Карточка 20
«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами.
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Показать поочередно пальцы, начиная с больших, сначала на одной, затем на другой руке.
Карточка 21
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
У каждой мамы малыши,
Все красивы, хороши!
Большим пальцем поочередно касаться остальных, начина с мизинца.
Показать все пальчики, «играя» ими.
Карточка 22
«Кто спит зимой?»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится –
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков!
Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Показать большой палец, вращая его.
Соединить большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.
Карточка 23
«Здравствуй!»
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый,
Смешной поросенок!
Разгибать пальцы, начиная с мизинца, шевелить каждым пальцем, приветствуя животных.
Карточка 24
«Перелетные птицы»
Тили – тели, тили – тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Указательным и большим пальцами сделать «клюв» - «птицы поют».
Карточка 25
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать –
Будем транспорт называть:
Машина, вертолет,
Трамвай, автобус, самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжимать и разжимать пальчики.
Поочередно разжимать пальчики, начина с мизинца.
Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Карточка 26
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
Сжимать и разжимать пальцы.
Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Вращать мизинцем.
Спрятать руки за спину.
Карточка 27
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит.
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
«В домике»
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом!
«Дом» из соединенных пальчиков.
«Ворота» из сложенных ладошек.
Ладони развернуть друг к другу
«Дом» из соединенных пальчиков.
Собрать из пальчиков «стол», затем «стул», обеими руками сделать «бочонки», затем ладонями сделать «дом».
Карточка 28
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
От засолки, не от скуки,
Ох, устали наши руки!
Резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх.
Пальцы рук сжаты в кулаки. Движение кулаков к себе и от себя.
Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.
Интенсивное сжимание пальцев обеих рук в кулаки.
Встряхивания кистями и пальцами рук.
Карточка 29
«Дом»
На опушке дом стоит.
На дверях замок висит.
За дверями стоит стол.
Вокруг дома – частокол.
- Тук-тук-тук! Дверь открой!
- Заходите, я не злой!
Славный я, хороший,
Погладь меня немножко!
Сложить ладони «домиком» над головой.
Сомкнуть ладони «в замок».
Накрыть правой ладонью кулачок левой руки.
Руки перед собой, пальцы расставить.
Постучать кулачком по ладони.
Руки в стороны, ладони вверх.
Погладить рядом стоящего друга.
Карточка 30
«Семья могучая»
В одном лесу дремучем
Жила семья могучая.
У них был дом огромный
И крыша с трубой темной.
Из трубы – в колечки дым:
Плим, плим, плим!
Покачать руками над головой – «деревья».
Сложить ладони «в замок».
Соединить пальцы – «крыша».
Поднять средние пальцы – «труба».
«Колечки» из пальцев.
Пощелкать пальцами.
Карточка 31
«Мои пальчики расскажут»
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке,
Все делать могут, всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.
Круговые движения рук.
Поочередное потирание пальчиков.
Имитирующие движения.
Поднять пальцы вверх.
Карточка 32
«Овощи»
У Лариски – две редиски.
У Алешки – две картошки.
У Сережки – сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
По очереди, на каждую строчку растирать попеременно каждый пальчик.
Карточка 33
«Игра с пальчиками»
- Мой мизинчик, где ты был?
- С безымянным щи варил,
А со средним кашу ел,
С указательным запел.
А большой меня встречал
И конфеткой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А мизинец стал играть,
Братьев слушать приглашать.
Правый же большой плясал
И на танец приглашал.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы опять!
Загибание пальцев согласно тексту, начиная с мизинца левой руки.
Карточка 34
«Лакомка»
Стоит на кухне за столом
Горшок со свежим молоком.
Тайком пробралась в кухню кошка
Отведать молоко немножко.
Наклонилась, пьет вершок,
Сунув голову в горшок.
А потом – ой-ой-ой! Ай-яй-яй! –
Не вынуть голову.
Бежит кошка во двор,
Натолкнулась на забор.
Бумс! Бац! Тук, тук, ток!
Раскололся тот горшок.
Побежала кошка в дом
Опять за вкусным молоком.
Опса, гопса, гопса-са,
Вот такие чудеса.
Левую руку сжать в кулак, положить на стол (вертикально, слегка приоткрыв сверху. Указательный и средний пальцы правой руки изображают кошку. «Кошка» подкрадывается к горшку. Со словами «Сунув голову в горшок» указательный и средний пальцы правой руки вводятся в кулак руки. На слова «Ой-ой-ой! Ай-яй-яй! Не вынуть голову» кулак левой руки, сжимая пальцы правой, поднимается вверх. На слова «Бумс! Бац…» руки разводятся в стороны.
Карточка 35
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые – пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Пальцы обеих рук сжать в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
Ритмичные движения по столу указательными пальцами.
Движения средних пальцев в быстром темпе.
Медленные движения безымянных пальцев по поверхности стола.
Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.
Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
Карточка 36
«Щи»
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки,
Две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись – ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз!
Два!
Три!
Огонь зажжен,
Кочерыжка,
Выйди вон!
Вертикальные движения руками, словно отряхиваем их от земли.
Загибаем три пальца на левой руке.
Загибаем еще два пальца.
Загибаем пальцы на правой руке.
Загибаем еще один палец на правой руке.
Загибаем еще один палец.
Раздвигаем руки в стороны.
Выставляем большие пальцы рук, потом указательные – другие в кулаке.
Хлопаем.
Руки на поясе.
Правая рука показывает на дверь.
Карточка 37
«Что делать после дождика?»
Что делать после дождика?
По лужицам скакать!
Что делать после дождика?
Кораблики пускать!
Что делать после дождика?
На радуге качаться.
Что делать после дождика?
Да просто улыбаться!
Соединяем по очереди все пальцы с большими.
Щепоть одной руки приставляем в центр ладони другой.
Соединяем все пальцы рук по очереди с большими.
Рисуем обеими руками восьмерку.
Соединяем все пальцы с большими.
Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу. Качаемся из стороны в сторону. Соединяем все пальцы с большими. Улыбаемся!
Карточка 38
«Утята»
Раз – два, шли утята.
Три – четыре, за водой.
А за ними плелся пятый.
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался,
Громко – громко запищал:
- Пи –пи-пи – не пищи!
Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать все пальцы правой руки (затем левой) начиная с большого.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Карточка 39
«Мы учимся письму»
Мы учимся письму.
Для чего и почему?
Из крючков, из крючков,
Из кружков, из кружков
Сможем буквы написать.
Если будем мы стараться,
Буквы будут получаться.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились.
Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем.
Руками указывают на тетрадь.
Пальцами делают крючки.
Пальцами делают кружки.
Имитируют написание букв.
Руки на поясе, наклон головы в стороны.
Двигать пальцами, сгибая и разгибая их, затем кисти без движения повисают.
Встряхивают кисти рук.
Сгибают и разгибают пальцы рук.
Карточка 40
«Жил да был один налим»
Жил да был один налим.
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.
Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь.
Взмахи ладонями.
Сжимать и разжимать кулачки.
Загибая пальчики, начиная с большого.
Карточка 41
«Дятел»
Если в лесу захворала сосна,
Если болезнь у сосны неясна,
Доктор к сосне прилетит на заре,
Сядет на сук, постучит по коре.
В красном берете и в белом халате
Лечит деревья заботливый дятел.
Вращение кулачками.
Приседания.
Сгибание и разгибание пальчиков.
Карточка 42
«Веселые слоги»
Ла – ла – ла – Мила пол мела.
Лу – лу- лу – Слава взял пилу.
Ул – ул – ул – Михаил уснул.
Ща – ща – ща – наварили мы борща.
Щи – щи – щи – щиплем щавель мы на щи.
Дети хлопают 3 раза в ладоши, показывают, как подметают пол.
Хлопают 3 раза, делают скользящие движения ладонями друг о друга.
Хлопают 3 раза, кладут руки под щеку.
Хлопают 3 раза, водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Хлопают 3 раза, сжимают и разжимают пальцы.
Карточка 43
«В гости к пальчику»
В гости пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя!
Дети выставляют вверх большие пальцы и соединяют их между собой.
Поочередно выставляют называемые пальцы и соединяют их между собой.
Стучат мизинцами друг о друга.
Пальцы переплетают и крепко сжимают.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы.
Карточка 44
«Девочки и мальчики»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай опять считать!
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать!
Дети соединяют пальцы обеих рук «в замок».
Прижимают ладони друг к другу.
Подушечками пальцев постукивают друг о друга.
Опускают руки вниз, встряхивают кистями.
Карточка 45
«Пироги пшеничные»
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже!
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы.
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся!
Шведская детская песенка
Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая).
Поднимают плечи вверх, разводят руки в стороны.
Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.
«Зовут» руками: вытягивают их вперед, слегка наклонившись.
Массируют пальцами бедра, быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).
Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая пирожок.
Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их боковой частью друг к другу.
Быстро шевелят пальцами, поднимая и опуская руки (изображают огонь).
Ставят руки «полочкой» перед грудью.
«Крошат крошки», стучат указательными пальцами по коленям («воробьи клюют зернышки»).
Карточка 46
«Машина»
Би – би –би – гудит машина,
Тук – тук – тук – мотор стучит.
- Едем, едем, едем, едем, -
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу,
Шу – шу – шу, - они шуршат.
Быстро крутятся колеса,
Та – та – та – вперед спешат.
Дети ритмично постукивают кулаком одной руки о ладонь другой.
Ритмично хлопают руками.
Ритмично топают ногами.
Потирают ладони.
Делают ритмичную «вертушку» руками.
Карточка 47
«Художница Осень»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья –
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой,
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно,
Листьев нет – лишь ветки видно!
Держа в руках воображаемую кисть, дети «красят листья» движениями вверх-вниз.
Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.
Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.
Карточка 48
«Осень к нам пришла» (чистоговорка)
Ла – ла – ла – осень к нам пришла.
Ул –ул – ул – ветерок подул.
Ила – ила – ила – листва в воздухе кружила.
Али –али –али – все мы осень ждали.
Дети хлопают в ладоши.
Ритмично вытягивают руки вперед, раздвинув пальцы, и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.
Вращают кистями поднятых вверх рук.
Делают скользящие хлопки («тарелочки»).
Карточка 49
«Красная рябина» (чистоговорка)
Ина – ина – ина – вот красная рябина.
Ину – ину – ину – я сорву рябину.
Не – не – не – подойди ко мне!
На –на – на – рябина вкусна.
Дети сжимают и разжимают пальцы, согнув руки перед грудью.
Сжимают и разжимают пальцы, подняв руки.
«Манят» руками к себе.
Протягивают ладони вперед.
Карточка 50
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших.
Ритмично сжимают и разжимают кулаки.
Вновь загибают пальцы, начиная с больших.
Приседают, «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук.