Лариса Максимова
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка (рекомендации родителям)
▼ Скачать + Заказать документы
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движения рук. Уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. В этом случае развитие движений пальцев рук будет подготавливать почву для последующего формирования устной речи и исключит проблемы, связанные с письмом в школьный период. Даже ребёнку, у которого речь развивается нормально, не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. В результате этого ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Не следует забывать о наших русских народных играх типа «Сорока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук.
Публикация «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка (рекомендации родителям)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Специалисты советуют обратиться к детскому врачу и принять меры для развития движений рук, если:
• К 3, 5 месяцам ребёнок не тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты
• К 4 месяцам он не сводит ручки по средней линии, не разглядывает их, не играет ими
• К концу 5 месяца не может уверенно протянуть руку к игрушке, не тянет предмет, находящийся в руке в рот
• К концу 6 месяца не может ухватить кубик, не перекладывает предмет из руки в руку
• К концу 8 месяца не может удерживать пуговицу между большим и указательным пальцем
• К концу 9 месяца не хлопает в ладоши, не пытается самостоятельно пить из чашки
• К концу 12 месяца не бросает игрушки в игре, не берёт мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игрушку взрослому
• В 1 год и 2 месяца не пытается рисовать каракули
• В 1 год 5месяцев не ставит кубик на кубик, не пытается собрать пирамидку
• В 1 год и 7 месяцев не разворачивает завёрнутый в бумагу предмет
• К концу 1 года и 8 месяцев не ставит три кубика друг на друга, не может чертить прямые линии
• К концу 2 года не может отвинтить крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч
• К 3 годам не может перелить жидкость из одной ёмкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин
Начать тренировать пальчики ребёнка специалисты рекомендуют уже в течение первых пяти месяцев. Упражнения рекомендуют выполнять каждый день не менее 2-3 минут:
o поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью
o сгибание и разгибание пальцев. Поочерёдно сгибать и разгибать каждый палец ребёнка.
В этом же возрасте можно играть в «Сороку», «Ладушки»…
С 9 месяцев рекомендуется начать более активную тренировку: для массажа можно использовать приёмы растирания и вибрации, а можно сразу перейти к играм с пластилином или бусинами, пусть малыш разрывает бумагу. Подберите доступные для него упражнения и игры со словами. В полтора года можно предложить ребёнку шнуровки, игры с прищепками, спичками…
Гимнастика для пальцев рук делится на активную и пассивную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме.
Пассивная гимнастика для пальцев рук – это массаж кистей рук и пассивные упражнения
При массаже используются следующие приё мы:
поглаживание, лёгкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.
При поглаживании производят движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно).С поглаживания начинают и заканчивают массаж. Поглаживание производят медленно, плавно.
При выполнении приёма растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает её.
Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим постукиванием кончиками полусогнутых пальцев.
Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность.
Продолжительность массажа 10-12 раз по 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней.
Пассивные упражнения:
o Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз, взрослый приподнимает вверх поочерёдно каждый палец ребёнка
o Рука ребёнка лежит ладонью вверх, взрослый поочерёдно сгибает пальцы ребёнка
o Взрослый производит поочерёдное круговое движение пальцев руки ребёнка
Активная гимнастика для развития мелкой моторики – это игры с предметами, упражнения без речевого сопровождения, упражнения с речевым сопровождением
Специалисты предлагают игры с предметами для ребёнка в возрасте двух месяцев:
«Вот какие разные!»
В руку ребёнка по очереди вкладывают различные предметы (кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленточку, поролоновую губку). Ребёнок обхватывает вложенный в его ладонь предмет и удерживает некоторое время.
Игры с предметами для детей в возрасте от 9 месяцев:
o Сборные матрёшки – традиционная народная дидактическая игрушка, прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша. Сначала использовать одну куклу, собирая её из двух половинок, после двух лет рекомендуется использовать тройную матрёшку и постепенно усложнять игру. Дайте ребёнку самостоятельно добиться результата.
o Пирамидки -такая игрушка не только разовьёт пальчики малыша, но и логическое мышление. При необходимости окажите помощь, собирайте её вместе. Затем предложите собрать самостоятельно.
o «Чашки – ложки» - предложите ребёнку пересыпать маленькой ложкой сахар из одной чашки в другую. Можно перекладывать фасоль, орехи из одной ёмкости в другую.
o «Лепим из пластилина»- помогите малышу скатать из пластилина цилиндр. Для этого предварительно согрейте пластилин в своих руках. Со временем усложняйте задание: попробуйте скатать шарик, слепить банан, шарик, змейку.
Игры с предметами для годовалых детей и старше:
o Мозаика, конструктор – сначала приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (ёлочки, машины, домики»). Из конструктора помогите ребёнку сначала построить башню, затем кукольную мебель и т. д.
o Бусы - используйте бусины или пуговицы с большими отверстиями, нанизывая их на шнур. Попросите ребёнка нанизать бусы определённого цвета или, чередуя цвета.
o Шнуровки
o Рисуем пальцами – можно использовать любые краски, главное, чтобы они были достаточно густыми. Рисуйте сначала прямые линии, затем геометрические фигуры, узоры и т. д. с детьми старше трёх лет можно писать цифры и буквы.
o «Волшебный поднос» - на яркий поднос тонким слоем насыпать манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Покажите ему, как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок. С ребёнком старшего возраста можно рисовать цифры и буквы.
o «Разноцветные прищепки»- вырезать из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ёжика, треугольник для ёлочки). Покажите ребёнку, как прицеплять прищепки к картону.
o «Золушка» - в миске смешивают белую и цветную фасоль. В две другие миски ребёнок сортирует крупу.
o «Забавные картинки» - на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Горошинами или другой крупой ребёнок выкладывает различные картинки: цветы, море, кораблик, аквариум, рыбки…
o «Узоры из счетных палочек» - по образцу, сделанному взрослым, ребёнок выкладывает квадраты, треугольники, ёлочки, снежинки, домики… Для игр используйте счётные палочки, ватные палочки, спички с отрезанными головками. Детям, изучающим буквы, можно предложить выложить их из счетных палочек.
o «Солёное тесто» - вместо пластилина для лепки можно использовать солё ное тесто: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель. Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите овощи, хлеб, посуду…
Все эти игры развивают не только пальцы, но и формируют пространственно – образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику малыша.
Постарайтесь превратить ваши занятия в интересную игру, чтобы она доставляла удовольствие и вам и малышу. Не забывайте проговаривать всё, что вы делаете, называть все предметы и действия с ними.
В книге «Учимся, играя» Гадаева Ю. В. - СПб. : Корона принт, 2009 предлагает родителям интереснейший материал, по развитию мелкой моторики детей разных возрастных групп (начиная с раннего возраста до десяти лет). Автор даёт подробные рекомендации по проведению массажа, пальчиковых игр, игр с предметами, лепки, по организации пальчикового театра, по проведению игр с рисованием, вырезанию и конструированию из бумаги, оригами.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением с использованием русских народных потешек
«Братья»
Загибать по одному пальцы, начиная с большого, проговаривая потешку:
«Ивану – большаку – дрова рубить, Ваське – указке – воду носить. Мишке – серёдке – печку топить,Тришке – сиротке - кашу варить. А крошке – Тимошке – песенки петь, Песни петь и плясать, родных братьев потешать!»
«Братцы»
Соединять большой палец одной руки с другими пальцами поочередно, проговаривая потешку:
«Идут четыре брата навстречу старшему. Здравствуй, большак! – говорят. Здравствуй, Васька – указка, Гришка – сиротка, да крошка – Тимошка»
«Белочка»
Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого:
«Сидит белочка в тележке. Продаё т свои орешки: Лисичке – сестричке, воробью, синичке,Мишке косолапому, заиньке усатому»
«Считаем пальчики»
Ребёнок считает каждый палец отдельно, загибая его:
«Можешь пальцы сосчитать : Раз, два, три, четыре, пять. Десять пальцев, пара рук – Вот твоё богатство, друг!»