Людмила Куликова
Пальчиковая гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика - как один из видов здоровьесберегающих технологий.
Куликова Л. В., воспитатель
Самарская область, ст. Шентала, ГБОУ СОШ №2 ж. - д ст. Шентала СП ДС «Звёздочка» (Россия)
Аннотация: Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Публикация «Пальчиковая гимнастика» размещена в разделах
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когд его речь не сформирована должным образом, одна из них: плохо развита мелкая моторика рук. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, так как по насыщенности акупунктурными зонами кисть руки не уступает уху и стопе. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребёнка как бы подготавливают почву последующего развития речи.
Работая воспитателем в детском саду, мы пришли к выводу, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Даже если речь ребёнка развивается нормально, всё равно заботимся о развитии у него тонких движений пальцев рук, создаём условия для развития речи дошкольника через пальчиковые игры.
Игры с пальчиками - уникальное средство для развития речи, не требующее специальной подготовки и больших затрат времени, поэтому такие игры организуем несколько раз в течение дня. Комплексы пальчиковой гимнастики обычно проводим в форме игры, сопровождая короткими, простыми и понятными детям стишками. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Перед игрой можно обсудить с детьми её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам. Всё это делает пальчиковую гимнастику доступной даже маленьким детям, поэтому тренировку пальцев рук можно начинать с ясельного возраста, в неё могут входить простые движения пальцев, массаж кисти рук и каждого пальчика. Не зря талантом и мудростью нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока- белобока», «Коза рогатая». Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них только развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее действие.
Работу по развитию мелкой моторики поводим регулярно, так как только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Для этого создаём в группе адекватную возрастным особенностям предметно - развивающую среду, используем разнообразный материал:
- мозаика (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнуром или мягкой проволкой;
- различные вид застё жек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровки;
- пособия для шнуровки;
- наборы верёвочек рзной длины и ширины для завязывния и развязывания узлов, плетения косичек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- резиновые игрушки разной плотности;
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).
Также следим за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваемся, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
- овладеть навыком мелкой моторики;
- улучшить произношение и обогатить лексику;
- развить внимание, терпение;
- улучшить психические процессы (внимание, машление, память);
- снять тревожность;
- проявлять творческие способности.
Таким образом, пальчиковые игры, театрализованные игры, игры со шнуровками, мозаиками, самомассаж - всё это способствует развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребёнка, психических процессов (внимание, память, равивает речевые способности детей, коммуникабельность. У детей улучшается звукопроизношение, обогащаеться лексика.
Список литературы:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Издательский Дом «Литера»,2012.
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2011.