Анна Денисова
Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 года
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет.
Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи у малышей. Мануальные действия (действия руками) влияют на определённые участки коры головного мозга, где располагаются центры, отвечающие за продуцирование и понимание речи.
Публикация «Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 года» размещена в разделах
Пальчиковая гимнастика является многоцелевым комплексом упражнений, с помощью которого можно одновременно развивать моторику рук, речь, а также воображение и память.
Основные цели пальчиковой гимнастики :
1)развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
2)улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи;
3) развитие высших психологических функций:
• мышления;
• речи;
• восприятия;
• памяти;
• воображения;
4)формирование усидчивости, внимательности обучающихся.
Задачи пальчиковой гимнастики :
• развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук;
• сочетать мануальные и речевые действия;
• развивать высшие психологические функции детей через повторение и заучивание стишков, использующихся в подобного рода играх, а также с помощью визуализации текста игры;
• формировать интерес детей к играм такого рода;
• применять в работе фольклорный материал, что будет способствовать воспитанию и развитию личности в рамках заданных культурных традиций.
Важно в работе с детьми их заинтересованность в выполнении определённых действий. Особенность пальчиковой гимнастики заключается в том, что это всегда игра, а играть дети любят, поэтому проблем с выполнением упражнений возникнуть не должно. Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики может варьироваться в зависимости от вида игры (в среднем игры длятся от трёх до пяти минут). Если игра занимает малое количество времени и хорошо знакома детям, то можно выполнять её задание во время прогулок и в перерывах между занятиями.
Перед началом выполнения упражнений необходимо подготовить детские ручки: разогреть их. Для этого можно мягкими движениями потереть ручки друг о дружку или погладить. После того как наши ручки готовы, необходимо приступать к самой гимнастике.
При проведении пальчиковой гимнастики используются следующие методы:
• показ действий;
• действия руками ребёнка;
• самостоятельные действия ребёнка.
Пальчиковая гимнастика начинается с того, что детей знакомят с правилами игры, текстом упражнения и раздаточным материалом, если таковой имеется. Далее начинаем выполнять задание, проговаривая текст игры (стихотворение, считалку и др., дети же начинают повторять за взрослым. С детьми второй младшей группы можно заранее разучивать стихотворения, песенки, рассматривать иллюстрации, обсуждать и пересказывать необходимые для занятий тексты.
Советы по проведению пальчиковой гимнастики :
1. Нужно медленно и чётко проговаривать слова стихотворения (считалки или др., акцентируя внимание на сложно произносимых звуках (со временем темп можно увеличивать).
2. Следите за правильностью своих движений (за вами повторяют) и постановкой пальчиков детей.
3. При выполнении упражнений должны быть задействованы все пальчики обеих рук.
4. Каждое упражнение повторяйте 2–3 раза.
5. Используйте аккомпанемент, иллюстрации, видеоряд (это будет способствовать общему развитию ребёнка).
6. Подбирайте игры, в которых используются все движения руки (сжатие, разгибание, работа каждого пальца).
7. Используйте разнообразные по типам упражнения.
ЛИСТОЧКИ.
Ты весною видел чудо?
Как из маленькой из почки
Появляются листочки.
(Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их).
ОВОЩИ
Собираем мы лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох-
Урожай у нас неплох.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас неплох», охватываем весь кулачок).
ВСТРЕЧА
На правой руке - пальчики.
На левой руке – пальчики.
Пришла пора им встретиться –
Готовьте чемоданчики.
(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками).
МИЗИНЧИК
Наш мизинчик утром встал,
Безымянного поднял.
Средний пальчик потянулся,
Указательный проснулся.
Должен и большой вставать,-
Братьев в садик провожать.
(Кисти рук сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга).
БАБОЧКА
Бабочка-капустница
Над цветком летала,
Весело порхала-
Пыльцу собирала.
(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки).
СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ
Задрожали пальчики,
Как солнечные зайчики.
Пляшут, пляшут зайчики,
И трепещут пальчики.
(Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами).
РУБИМ ДРОВА.
Чтобы печку растопить,
Надо дров нам нарубить.
Рубим, рубим мы дровишки –
Пусть тепло будет детишкам.
(Имитировать движение рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее).
НАСЕКОМЫЕ НАД ЛУГОМ.
- Жу - жу - жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека. (дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками») - Зу - зу - зу, - комар пищит. (ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
- Уф - уф - уф, - как паровоз Шмель пыхтит, пыльцу повез. (ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу, Я любого разбужу» (ритмично хлопают в ладоши).
УМЫВАНИЕ (МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ)
Знаем, знаем - да - да - да,
Где ты прячешься, вода! (поочередно массируют каждый палец)
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку По - нем - нож - ку.
Нет, не понемножку - Посмелей!
Будет умываться веселей!
(энергично растирают ладони и кисти рук).
ПОДВОДНЫЙ МИР.
Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»).
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз.)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
ЗАСОЛИМ КАПУСТУ
Мы капусту рубим, рубим (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз).
Мы морковку трем, трем (Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим, солим (Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).
ПО ГРИБЫ (потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).
СОЛНЫШКО
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши).