Лучший педагог года

Консультация для педагогов и родителей «Пальчиковая гимнастика»

Татьяна Бурчина
Консультация для педагогов и родителей «Пальчиковая гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы

Пальчиковая гимнастика

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Пальчиковая гимнастика“» размещена в разделах

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев (М. М. Кольцова). Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина). Формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, а особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую мелкие предметы (карандаши, пуговки, счетные палочки, спички).

В более старшем возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки («Сорока – белобока», «Коза рогатая», «Это пальчик дедушка…»).

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Взрослые на себе все демонстрируют.

«Пальчики здороваются» - кончики большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. То же выполняются и левой рукой. Усложнение: обеими руками одновременно.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. То же выполняются и левой рукой. Усложнение: обеими руками одновременно.

«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу. То же выполняются и левой рукой. Усложнение: обеими руками одновременно.

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Методика проведения пальчикового массажа

1. Массаж начинаем с мизинца от ногтя двумя пальцами другой руки по внутренней и внешней стороне пальца, надавливание до основания. Затем опять от ногтя двумя пальцами (большим и указательным) надавливаем по верхней и нижней стороне пальца от его основания. При надавливании суставы пальцев не массируем, пропускам.

2. Начиная с мизинца, начинаем выполнять круговые движения вперед, назад 1 секунду.

Выполняя пальчиковый массаж необходимо знать, какие биологически активные точки расположены на кончиках пальцев. Пальчиковый массаж улучшает кровообращение в органах:

мизинец отвечает за сердце,

безымянный – за кишечник,

средний – за печень,

указательный – за желудок,

большой – за голову.

Выполнение фигурок из пальцев

«Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднять вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

«Очки»

Бабушка очки надела,

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

«Флажок»

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

«Лодочка»

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье

Вот вам стул на удивление.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

«Стол»

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

«Грабли»

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

«Цепочки»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний, большой – безымянный, большой – мизинец. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

«Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сплетаются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти к корпусу не прижимаются.

«Корзинка»

В лес корзину я беру

И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальцы переплетаются, локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку.

«Колокольчик»

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний, безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

«Кошка»

А у кошки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дугу и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

«Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими в стороны и вперед.

«Зайчик в норке»

У елки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

«Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан

И ударил трам – там – там!

Пальцы в кулак. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу.

«Лошадка»

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

«Зайка и зеркало»

Зайка в зеркало глядит

И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем «козу».

Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем верх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

«Коза»

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим.

«Гусь»

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом.

Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий.

Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

«Курочка»

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально.

Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

«Осы»

Осы любят сладкое, к сладкому летят.

И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальцы в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

«Птенчики в гнездышке»

Птичка крылышками машет,

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки ладонью левой и ими шевелить.

«Краб»

Краб ползет по дну.

Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Продвигаем на пальцах ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

«Замок».

Пальцы сплетаем и замок мы получаем.

Ладони прижаты друг к другу. Пальцы переплетены.

Перебираем ими.

«Слон»

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает.

Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец опущен.

С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

«Дерево»

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить пальцами и кистями.

«Птички»

Пальчики – головки,

Крылышки – ладошки.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.

«Филин»

Сидит филин на дубу

И кричит бу-бу-бу-бу.

Руки в кулачок, прижаты. Большие пальцы – вверх (ушки, указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).

«Крокодил»

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Знакомство со счетом и геометрическими фигурами

При составлении фигурок из палочек можно проводить следующие занятия:

1. Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

2. Если фигура выполнена из палочек разного цвета, то сосчитать палочки каждого цвета.

3. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратов).

4. Сосчитать уголки (острые, тупые, входящие в фигуру.

5. Самому придумать сложную фигуру.

Фигуры: квадрат, треугольник, кубик, трапеция, очки, мельница, бабочка, прямоугольник, звезда, рыбка, флажок, жук, лодка, мост, рожица, машина, окно, ракета, пароход, танк, качели, лопата, гриб, елка, лодка с парусом, кровать, телевизор, табурет, самолет, башня, колодец, забор, санки, часы и т. п.

Использован материал: В. Цвентарный «Играем пальчиками и развиваем речь».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Консультация для педагогов «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Одним из условий нормального становления звукопроизношения является.

Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика для дошкольников» При изучении деятельности человеческого мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Существует мнение,.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика в детском саду» Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду. Учёными было.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика в детском саду» Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду. Учёными было.

Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 127 «Катюша» Консультация.

Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ею заниматься» Консультация для родителей. “Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ею заниматься. ” В нашей группе третья часть детей имеют.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для детей» По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи» Многим известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и подвижные игры для детей 3–4 лет» Пальчиковая гимнастика Сколько птиц к кормушке, нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы воробей, шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых.

Мастер-класс для педагогов «Поиграем вместе». Пальчиковая гимнастика Мастер-класс для педагогов «Поиграем вместе» (пальчиковая гимнастика) Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Пальчиковая гимнастика»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 21:00
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов и родителей «Пальчиковая гимнастика»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бурчина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД