Гуля Яралиева
Проект «Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Паспорт проекта
3. Выполнение проекта через реализуемые образовательные области
4. НОД по проекту
5. Создание условий для самостоятельной деятельности детей
6. Работа с родителями
7. Итоговые мероприятия
8. Ожидаемые результаты
9. Оценка результата
10. Заключение
11. Самоанализ
12. Литература
Пояснительная записка
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Самое дорогое, что имеем – это дети. Особую тревогу испытываю я за самых маленьких, беззащитных граждан. Задачи взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями, а порой с опасными жизненными ситуациями.
Поэтому моей главной задачей является стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Изучив специальную литературу, я пришла к выводу, что больше внимания надо уделять организации разных видов деятельности, на приобретение детьми определенных навыков поведения, опыта. Ведь всё, чему я научу детей, они должны будут суметь применить в реальной жизни.
С приближением осени одной из наиболее важных тем становится ознакомление детей с ядовитыми грибами.
Я должна рассказать детям о грибах, которые растут в наших лесах, вдоль дорог, на пустырях. Детям следует объяснить, что надо быть осторожнее и отучаться от вредной привычки собирать все грибы подряд. Так, например, нужно дать детям представление о ядовитом грибе – мухоморе. Его ярко – красная окраска отличает его от съедобных грибов. Так как у нас на участке тоже растут грибы, объяснить детям, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Также довожу до сведения родителей, что даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их не пригодными для еды. Поэтому, возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах.
Предложенный проект – показать на практике систему деятельности воспитателя по формированию основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Проект построен по принципу доступности, в нём учтены возрастные и индивидуальные особенности, интересы детей.
В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Мозаика – Синтез, 2015; «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенниковой -М. : Мозаика-Синтез, 2015.
Паспорт проекта.
Название: «Мы в осенний лес пойдём, грибов много наберём».
Руководитель проекта: Воспитатель Михралиева Гюльбагар Эседулаховна.
Тип проекта: познавательно – игровой, продуктивный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (1неделя)
Участники: воспитанники 5- 7 лет, педагог, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств:
«Любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший необходимыми умениями и навыками»,«овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия».
Цель: углубление знаний и представлений детей о грибах, формирование познавательных навыков.
Задачи:
Для детей:
Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания:
Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы по их характерным признакам;
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах); Воспитывать бережное отношение к природе.
Для педагога:
Развивать интерес к процессу познания;
Способствовать творческой активности детей;
Создать условия для формирования у детей познавательных умений;
Творчески перерабатывать информацию и самовыражаться в различных видах деятельности;
Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
Для родителей:
Знакомить детей с грибами в условиях дома (по компьютеру, по телевидению, по книгам).
Совершить семейный поход в осенний лес за грибами.
Методы: познавательно – творческая деятельность детей.
Формы работы:
1. Обучающие и развивающие игры.
2. Чтение художественной литературы.
3. Рассматривание иллюстраций, плакатов, наглядных пособий.
4. Художественно – творческая деятельность.
5. Изготовление коллективной композиции «Мухоморы в лесу».
6. Просмотр компьютерной презентации.
Этапы работы над проектом:
1этап. Подготовительный.
• Найти и изучить литературу о грибах наших лесов;
• Подобрать методическую литературу по теме;
• Подобрать художественную литературу;
• Подобрать дидактический материал, наглядные пособия, (альбомы для рассматривания, картинки, плакаты, настольные игры);
• Оформить альбом «Съедобные грибы нашей местности»;
• Создать информационные листы;
• Разработать комплексно - тематический план работы;
Создать условия для самостоятельной деятельности детей: книжный уголок, уголок природы, уголок художественного творчества (ИЗО уголок).
Сформулированы проблемные вопросы:
Для чего собирают в лесу грибы?
Как правильно собирать грибы?
Что случится с человеком, если он употребит в пищу ядовитый гриб?
Какой гриб служит лекарством для животных?
Сформулированы учебные вопросы:
Где растут грибы?
Какие съедобные грибы растут в ваших лесах?
Какие ядовитые грибы вам известны?
Какие правила поведения в природе вам знакомы?
Изготовлена коллективная композиция – «Мухоморчики» (ручной труд).
Цель: помочь запомнить внешний вид (ядовитого гриба – мухомора) по его ярко – красной окраске шляпки с белыми точечками, чтоб отличить от съедобных грибов.
2 этап. Основной.
1. Цикл познавательных занятий по знакомству со съедобными и несъедобными грибами.
2. Практическая деятельность детей по безопасному поведению в природе.
3 этап. Заключительный.
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно – творческой деятельности детей.
2. Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом».
Предполагаемые результаты:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения в природе;
-умение предвидеть опасность, находить способы избегать её.
Материалы:
- Разные картинки, кубики, настольно – печатные игры;
-Наглядно – иллюстрационный материал: плакаты, иллюстрации, демонстрационный материал;
- «Лесная книга», детские книжки, книжки – раскраски, муляжи грибов, макет «Осенний лес», макет «Мухоморчики».
НОД по проекту.
1. «Съедобные и несъедобные грибы».
(формирование основ безопасности).
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Программное содержание: Продолжать знакомить с многообразием растительного мира. Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Научить различать грибы по внешнему виду. Воспитывать взаимовыручку, товарищество.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о съедобных и несъедобных грибах; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок.
Материалы и оборудование: фланелеграф, плоские фигуры для фланелеграфа, картинки с грибами.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Рассматривание и называние грибов.
Воспитатель: (показывает детям фрагмент леса, нарисованный на ватмане, на рисунке есть грибы): Ребята, посмотрите на рисунок. Что здесь нарисовано?
Дети: Деревья, птицы, цветы.
Воспитатель: Как мы называем это место?
Дети: Лес.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь найти ответ на рисунке.
-Спрятался за пень, шапка набекрень.
Кто подходит близко – кланяется низко.
Дети: Гриб.
Воспитатель: Найдите грибы на картинке и покажите их.
Воспитатель: Кто из вас видел настоящий гриб?
-Где вы видели грибы?
-Кто из вас ходил в лес за грибами?
-Какие вы знаете грибы?
Воспитатель: А теперь давайте поближе познакомимся с грибами. У каждого гриба можно выделить две основные части – шляпку и ножку. (Покажите детям рисунки и муляжи грибов. Обсудите вместе цвет и форму шляпки, ножки гриба. Научить детей отличать съедобные грибы от несъедобных по внешним признакам).
2. Съедобные и несъедобные грибы.
Воспитатель: Ну что, готовы собирать грибы?
Вы, ребята, не ленитесь,
А пониже наклонитесь.
Наклонись вперед и в бок,
И отыщется грибок!
В нашем лесу все грибы живут:
Маслята – ребята.
Маслята чаще растут в молодых лесах, перелесках, в солнечных сухих сосняках.
Волнушки – подружки.
Грибники знают, что если появились волнушки, скоро пойдут и грузди.
Боровичок – мужичок
И сыроежка, конечно!
Белые грибы не растут в молодых лесах, они появляются в сосновых и еловых борах, которым не меньше пятидесяти лет. Любят они расти возле муравейников. Неутомимые труженики – муравьи разрыхлили там землю.
Облюбовали «полковники» – боровики и тенистые поляны.
А есть и ядовитые,
Злобные, сердитые! (показ бледной поганки)
Мы бледные поганочки,
Отменные хулиганочки!
Кто сказал, что мы не съедобные?
Мы здесь самые, самые модные!
На длинных, тонких ножках
Танцуем на дорожках.
Кто мимо пройдет,
Тот к нам в плен попадет.
Этот гриб нельзя не только в кузовок класть, но и в руки брать. Вот она как опасна! Даже маленький кусочек ее может погубить человека. В бледной поганке содержится сразу несколько смертельных ядов. На вид бледная поганка действительно кажется невзрачной, хилой, словно больной, а на самом деле в ней томится яд.
Я в царстве грибном самый важный,
Самый красивый, отважный.
От меня даже муха погибает,
Потому что она не знает,
Что я – Синьор Мухомор,
Что я – Господин Мухомор!
Хоть весь лес с лукошком обойдете,
А прекраснее меня не найдете!
«Они вылезают из земли, точно привидения, укутанные в белые саваны. Саваны разрываются, прилипая хлопьями – кляксами. Горе тому, кто проглотит этот пурпурный бутончик!» (П. Сигунов).
Яд мухомора убивает мух, тараканов, клопов.
Знает лось лесное царство,
Он зайдет в смолистый бор,
Здесь найдет свое лекарство –
Ярко – красный мухомор.
Мухомором лечатся лоси и сороки – белобоки.
Физкультминутка.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел-
Оттого и потолстел.
3. Отгадывание загадок о грибах.
Воспитатель: Давайте поговорим о съедобных и несъедобных грибах в загадках.
- Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос яркий, как петрушка,
Ядовитый….(Мухомор)
- В лесу под березой крошка,
Только шапка да ножка… (Подберезовик).
- Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу… (Опята)
- Растут в лесу сестрички-
Рыжие….(Лисички)
- Не спорю, не белый,
Я, братцы, по проще.
Расту я обычно
В березовой роще… (Подберезовик)
-Я в красной шапочке расту
Под стройною осиной.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я….(Подосиновик)
- Шапочка атласная –
Красная – красная,
Белые горошины
Поверху брошены.
А на ножке белый бант,
Это что еще за франт?. (Мухомор)
4. Правила сбора грибов.
Воспитатель: Ребята, когда пойдете в лес за грибами, пожалуйста, соблюдайте «Правила сбора грибов».
1. Научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если заметили ядовитый, не срывайте его, не срезайте ножом, не сбивайте палкой. Лучше обойдите его стороной.
2. Собирайте только те грибы, которые вам хорошо известны.
3. Не кладите в кузовок червивые, перезрелые грибы. Ими можно отравиться, так как в них образуются ядовитые вещества.
4. Никогда не собирайте грибы, выросшие вблизи дорог. Здесь грибы словно губки, впитывают в себя все вредные вещества, которые скапливаются в почве и содержатся в загрязненном воздухе.
5. Пословицы и поговорки о грибах.
Воспитатель: А еще я хочу познакомить вас с пословицами и поговорками о грибах.
Будет дождик – будут и грибки, будут грибки – будут и кузовки.
Всякий гриб берут, да не всякий в кузовок кладут.
Грибы растут в лесу, а их в городе не знают.
Кто любит земле кланяться, без грибов не останется.
Назвался груздем – полезай в кузов. 6. Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
Назовите самые ядовитые грибы.
.«В лес за грибами».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, игровая.
Программное содержание: Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей. Расширить представления детей о лесных грибах, знакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов; упражнять в употреблении предлогов в речи. Развивать внимание, логику. Продолжать учить детей изображать грибы в траве, правильно передавать их форму: ножку и шляпку. Закреплять умение рисовать фломастерами, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность. Учить отмечать выразительные изображения.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции при разгадывании загадок, разучивании стихотворения «Грибок», чтении рассказа М. Пляцковского «Мухомор»; интересуется изобразительной деятельностью (рисование грибов в траве).
Материалы и оборудование: фланелеграф, плоские фигуры для фланелеграфа, картинки с грибами, фломастеры.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Отгадывание загадок.
-Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб.)
- Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб.)
- Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту.
Зовусь я (подосиновик).
- Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый как Петрушка
Ядовитый (мухомор).
2. Разучивание стихотворения «Грибок».
Мы в лесок пойдем, Ты не прячь, грибок,
Мы грибов найдем, Под листок свой бок!
В шапочке нарядной Ты ребятам нужен
Светло – шоколадной. К вечеру на ужин.
3. Упражнение в употреблении предлогов в речи.
Воспитатель показывает и меняет на фланелеграфе расположение одного предмета по отношению к другому: птица на дереве, под деревом, за деревом, перед деревом, около дерева, над деревом и т. п.
4. Описание грибов по плану.
Каждый ребенок получает по одной карточке с изображением какого – либо гриба и описывает его по плану:
-Название.
-Внешний вид.
-Съедобный или несъедобный.
- Где растет.
-Значение для людей и животных.
Физкультминутка.
Гриша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз-грибок,
Два-грибок,
Три-грибок,
Положил их в кузовок.
5. Чтение рассказа М. Пляцковского «Мухомор».
Вопросы:
- Какой гриб гордился собой?
- Почему он гордился?
- С какими грибами он вел разговор?
- Что гриб Боровик сказал мухомору?
- Почему Мухомор не стал спорить с Боровиком?
6. Рисование «Грибы в траве».
Воспитатель показывает детям картинку с изображением леса и разных грибов. Посмотрите, что растет в лесу? (ответы детей).
- Какие грибы растут здесь? (ответы детей)
- Что мы сначала нарисуем у гриба? (ножку).
- Что потом? (шляпку).
- Давайте нарисуем на листочках грибы.
Дети рисуют съедобные и несъедобные грибы, закрашивают их фломастерами.
7. Рефлексия.
Выставка детских работ.
5. Сказка В. Сутеева «Под грибом». Песня «Я шагаю по грибы».
(муз. и сл. Ю. Парфенова)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная.
Программное содержание: учить слушать художественное произведение, развивать внимание, память, отвечать на вопросы по содержанию сказки; продолжать учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида гриба; формировать песенные и речевые навыки.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает сказку В. Сутеева «Под грибом» и выражает свое отношение к её персонажам; проявляет положительные эмоции при прослушивании песни «Я шагаю по грибы».
Материалы и оборудование: альбомные листы, фламастеры, фигурки настольного театра к сказке В. Сутеева «Под грибом».
Содержание организованной деятельности детей.
1. Слушание сказки В. Сутеева «Под грибом».
Вопросы:
- Куда спрятался Муравей от дождя?
- Кто ещё спрятался под грибом?
- Почему сначала Муравью было тесно одному, а потом и пятерым место нашлось?
- Почему заяц спрятался под грибом?
- Почему Лиса не стала искать Зайца под грибом?
2. Разучивание песни «Я шагаю по грибы».
3. Рисование иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом».
Дети самостоятельно, под впечатлением прочитанного, рисуют иллюстрации к сказке.
4. Физкультминутка.
Солнечным погожим днем Ходьба на месте.
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки…
Вот хорошая тропинка!
Собираем землянику, Наклоны вперёд.
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.
А вокруг полно малины –
Пройти мимо не могли мы, Повороты влево – вправо.
Собираем по кустам…
Здесь отличные места!
Снова мы идём по лесу, Ходьба на месте.
А вокруг – так интересно!
Отдохнуть пора, дружок. Потягивания, руки в стороны.
Мы присели на пенёк.
5. Показ сказки. Настольный театр.
Под руководством воспитателя дети показывают сказку В. Сутеева «Под грибом» с помощью настольного театра – персонажей произведения.
6. Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
1. Книжный уголок: стихи, сказки, рассказы о грибах, изготовление альбома «Съедобные грибы нашей местности» и «Лесная книга», макет «Осенний лес».
2. Центр сенсорного развития: дидактические и развивающие игры: Ассоциация: «Кто чем питается», «Лото», «Где я это видел?», «Подбери картинку».
Центр продуктивной деятельности.
Природный материал для изготовления грибов – скорлупа грецких орехов, жёлуди, сухие листья, веточки, шишки. Декоративные грибы.
Пластилин, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры.
Работа с родителями.
Консультации: «Что можно делать осенью», «Какие бывают грибы в лесу».
Беседа: «Семейный поход в лес за грибами».
Оформление папки – передвижки «Что ребенок должен знать о грибах и ягодах».
Итоговые мероприятия:
С детьми: Игра – драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом».
С родителями: Конкурс на лучшую семейную фотографию «В лес за грибами».
3 этап. Заключительный.
Ожидаемые результаты: • У детей сформирована система знаний о съедобных и несъедобных грибах; • Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о грибах; пополнена предметно - развивающая среда в группе; художественной литературой и иллюстрациями по данной теме; • Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, научаться рассказывать о своих личных наблюдениях и впечатлениях,
активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. • Родители в ходе выполнения домашних заданий проявят свою заинтересованность к этой теме, продемонстрируют детям свою осведомленность в этом вопросе и смогут проявить творческий подход.
Оценка результата.
Оценка познавательной деятельности детей отслеживалась через беседы с детьми, через наблюдения за ними во время проектной деятельности и проведения занятий, через анализ детской деятельности; через беседы и консультации с родителями, через их участие в совместных и семейных мероприятиях.
Заключение.
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети познакомились с разнообразием растительного мира. Имеют элементарное представление о съедобных и несъедобных грибах. Научились различать их по внешнему виду. Познакомились с правилами поведения в природе.
Повысился уровень социальной компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе. Повысилась коммуникативность родителей. Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовали воспитанию у детей осознанного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, усвоению знаний правил безопасного поведения в природе.
Самоанализ педагога.
«Мы в осенний лес пойдём, грибов много наберём»
Я как воспитатель, пытаюсь ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни наших детей?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он просто может растеряться. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Чтобы вызвать у ребенка интерес к данной проблеме был разработан педагогический проект «Мы в осенний лес пойдём, грибов много наберём». Проектная деятельность помогла познакомить детей с многообразием растительного мира, с грибами: съедобными и ядовитыми, научила различать их по внешнему виду, с правилами сбора грибов. У детей сформировались навыки поведения в природе. Они знают, что нельзя собирать грибы и ягоды, которые не знаешь, рвать растения в особенности редкие, оставлять после себя мусор и костер. Родители стали самыми активными участниками всех мероприятий: принимали участие в беседах, консультациях, в фотоконкурсе «В лес за грибами», приобрели детские книжки для оформления уголка природы в группе. Педагогический проект помог углубить представления детей, позволил им выразить своё отношение к проблеме, что в конечном счете развило их познавательные способности, творческое мышление, коммуникативные навыки. Дети получили чёткое представление о том, что проектная деятельность направлена на сохранение жизни и здоровья людей.
Список литературы
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. 2. С. А. Веретенникова «Четыре времени года» «Просвещение».- Москва, 2008
3. В. А. Иваницкий «Тайны леса» Детская энциклопедия. - М: ООО «Издательство АСТ», 2010
4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». — М. : Мозаика-Синтез, 2015. 5. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. 6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. — М. : Мозаика-Синтез, 2015.