Елена Кордюкова
Ознакомление старших дошкольников с ЗПР с родным краем: проект «Край Нижегородский»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление старших дошкольников с ЗПР с родным краем: проект "Край Нижегородский"
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые работали и жили в нашем городе. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников. Успешность знакомства с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с ЗПР с родным краем: проект „Край Нижегородский“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Нашу группу посещают как дети нейротипичные, так и дети с задержкой психического развития. Они имеют ряд особенностей, которые мешают в освоении знаний. Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 8-10 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д. Чаще их цель – не достижение результата, а сама деятельность, ощущения и эмоции, которые они получают в её процессе, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое.
У детей с ЗПР не много друзей – как среди сверстников, так и среди педагогов и взрослых. Часто они очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.
Учитывая все эти трудности и особенности детей с ЗПР, мы искали те технологии, методы и приёмы воздействия, которые позволили бы нам наиболее эффективно осуществлять работу с детьми по ознакомлению с родным городом. И одной из таких технологий стала проективная деятельность.
Метод проектов используется давно – с начала 20 века. Зародившись в Америке, он быстро стал популярен в мире. На данный момент метод проектов давно и успешно апробирован в детских садах на разных возрастах детей. Мы решили, что данный метод может помочь освоить такую сложную для детей с ЗПР тему, как родной край.
Во время индивидуальных бесед с детьми мы спрашивали, где они живут, знают ли, как называется наш город, что интересного есть в Нижнем Новгороде, какие у нас есть памятники, театры, куда они ходили вместе с родителями и что видели. Нами было выявлено, что большинство воспитанников группы не знают название города и своей улицы, путают названием страны, улицы, микрорайона, не знают свой адрес, не могут рассказать ни об одном интересном месте, где они бывали.
Анкетирование родителей показало, что и они имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее незначительной. Всё это говорит о низком кругозоре, недостаточном уровне знаний и представлений детей и непонимании родителей о важности этих знаний в развитии их ребёнка. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Цель нашей работы – формирование представлений старших дошкольников с нормой и ЗПР о родном крае, Нижнем Новгороде.
Для решения этой цели нами были поставлены следующие задачи:
• Расширять словарный запас детей по темам «Моя улица» «Нижний Новгород»
• Развивать связную речь: закреплять умение составлять рассказы по плану, предложенному взрослым и опорным картинкам (рассказ-описание о родном городе и из личного опыта «Что я видел»)
• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в различных видах деятельности, закреплять навыки ведения диалога – применять вежливые формы обращения, слушать собеседника, дожидаться своей очереди высказывания.
• Формировать предпосылки поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы
• Создать условия для восприятия знаний об историческом и культурном облике Нижнего Новгорода
• Активизировать совместную деятельность детского сада и семьи по обучению и воспитанию детей.
Участниками проекта стали дети 6-7 лет комбинированной группы для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа, педагоги детского сада (воспитатели, учитель-логопед и дефектолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель, а также родители группы.
Сроки выполнения проекта: октябрь 2019 – май 2019
Прогнозируемые результаты.
• Пополнение словарного запаса по темам «Моя улица», «Нижний Новгород»
• Дети составляют и рассказывают небольшие рассказы о Нижнем Новгороде и своём районе из личного опыта по плану и опорным картинкам
• Систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Дети узнают и называют 5-7 памятных мест и 3-4 известных людей Нижнего Новгорода. Сформирован устойчивый интерес к родному городу и его истории.
• Повышение родительской и педагогической компетентности в вопросах истории, культуры города Нижнего Новгорода, поможет сформировать бережное отношение к родному городу.
• Семьи воспитанников группы активно включаются в проект
• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
Подготовительный этап длился 4 недели. После определения основных задач, было необходимо определить объём знаний, который должны и могут освоить дети группы, разработать перспективный план работы, подобрать наглядный материал, разработать конспекты ООД и других мероприятий. Нами были подготовлены презентации для детей «Нижний Новгород», «Нижегородский Кремль», подобран иллюстративный материал о достопримечательностях Нижнего Новгорода и Приокского района, собраны альбомы «Нижний Новгород», «Нижегородский Кремль», «Нижегородское ополчение», изготовлены папки-раскладушки «Хохлома», «Городецкая роспись». Также были изготовлены несколько настольных игр – «Узнай и собери герб Нижнего Новгорода», разрезные картинки с изображениями памятников, национальных костюмов, изделий народных промыслов, игра-ходилка «Нижний Новгород». В сети Интернет мы нашли несколько видеороликов с подходящим детям нашего возраста материалом для демонстрации их во время занятий и развлечений.
На этапе реализации проекта на первое место вышла работа по расширению активного и пассивного словаря детей и формированию представлений о городе и районе. Для этого был проведён цикл занятий по ознакомлению с окружающим («Улица, на которой я живу», «Экскурсия по Нижнему Новгороду», «Мой Приокский район», а также экскурсии по улице, на которой расположен детский сад, к площади Жукова и вечному огню, в библиотеку им. Чуковского, в пожарную часть № 27. Полученные знания закреплялись на занятиях по рисованию, аппликации и конструирование («Башни Кремля», «Герб Нижнего Новгорода», «Моя улица» и др., «Кремлёвские башни». После экскурсий дети совместно с воспитателем составили карту-макет микрорайона Щербинки-I.
Большое внимание было уделено народным промыслам Нижегородской области – хохломской и городецкой росписи. С помощью родителей из семейных запасов был организован мини-музей «Золотая хохлома». Ребята предварительно составляли маленькие рассказы о своих экспонатах по вопросам педагога, выступали сначала в миниподгруппах (2-4 ребёнка нейротипичных и 1 с ЗПР, а затем «проводили экскурсию» по музею.
Совместно с родителями группы был оформлены тематические фото-выставки «Я в Кремле», где собраны фотографии детей во время их семейных прогулок по Нижегородскому Кремлю, и «Мы на прогулке», с фотографиями около дома, детского сада и других знакомых мест микрорайона. Позже эти фотографии были собраны в соответствующие фотоальбомы. Дети рассматривали фотографии, с удовольствием делились впечатлениями о прогулках, узнавали знакомые места, задавали много вопросов. Прежде всего, в такую работу включились дети нейротипичные. Если поначалу дети с ЗПР не проявляли большого интереса к Нижнему Новгороду и его достопримечательностям, то заражаясь энтузиазмом своих сверстников, тоже стали стремиться поучаствовать в составлении таких альбомов, буквально заставляя своих родителей вести их в Кремль, рассматривать памятники и дома на главной улице, в другие памятные и просто интересные места города и района. Педагоги помогали составлять детям рассказы о полученных впечатлениях по планам и схемам, после чего эти рассказы представлялись на занятиях и в свободное время при рассматривании альбомов.
В свободной деятельности любимой игрой всех детей группы стало строительство Кремля из напольного конструктора. С удовольствием дети играли и в настольные игры, подготовленные педагогами для ознакомления с родным городом.
Итоговым событием проекта стала большая игра-викторина «Знаешь ли ты Нижний Новгород?», на которой дети отвечали на вопросы по истории Нижнего Новгорода, узнавали памятные места города и родного района, называли известных нижегородцев, собирали разрезные картинки с национальными костюмами и хохломскими узорами. К этому мероприятию музыкальный руководитель выучила с ребятами несколько народных песен, русский танец («Кадриль») и песню «Нижегородский вальс», которую дети с большим удовольствием исполняли и в свободное время. Эта песня достаточно сложная, но благодаря расширившемуся словарному запасу и полученным знаниям все дети легко её выучили (и показывали на фотографиях места, упоминаемые в ней).
После проведения всех мероприятий мы вновь провели диагностику, которая показала, что значительно расширился лексический запас (в основном за счёт существительных). Все дети группы легко называют свой город и домашний адрес, дети с ЗПР узнают и называют на иллюстрациях по 5-6 достопримечательностей Нижнего Новгорода, а нейротипичные и значительно больше, могут назвать нескольких известных нижегородцев. Все дети почти не допускают ошибок в различении понятий улица – город - страна. Составляют небольшие рассказы о тех местах города, которые они посетили с родителями, и с удовольствием ими делятся. То есть, можно говорить о сформированных представлениях о родном городе.
Участвующие в проекте педагоги значительно пополнили методическую копилку новыми материалами (играми, иллюстрациями, презентациями).
Анкетирование родителей показало, что все они с удовольствием проводят время с детьми, сами узнали много нового о Нижнем Новгороде, охотно участвовали в предлагаемых мероприятиях и готовы участвовать ещё.
Таким образом, мы установили, что проект «Край Нижегородский» оказался эффективным средством формирования представлений о родном городе. Тема проекта стала близка и детям, и взрослым. Все «исследуемые» объекты находятся в ближайшей доступности, сведения о городе, знаменитых жителях Нижегородского края доступны и интересны не только взрослым, но и детям. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются и педагоги, и дети, и родители воспитанников.
Литература.
1. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности. Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 5 Невского района Санкт-Петербурга в условиях ФГОС ДО: Методическое пособие / Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Демина В. Е. и др. ; Под общ. ред. Вечкановой И. Г. СПб, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014.
2. Петрова И. В., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. «Мозаика-Синтез». М., 2008г.
3. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М., «Школьная Пресса», 2005 г.