марина филипович
Конспект занятия для старших дошкольников «Образ солнца в узорах вышивки»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление старших дошкольников с вышивкой, образ солнца в узорах вышивки.
Цель занятия :
1. Воспитывать интерес к родной культуре.
2. Развивать творческие способности детей на материале народно-прикладного искусства (вышивки, фольклора).
3. Познакомить с композицией узора на рушнике.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „Образ солнца в узорах вышивки“» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материалы к занятию : «посылка», клубок ниток, письмо Марьи- искусницы, вышитые изделия (салфетки, рубашка, рушник, «Чудесный мешочек» (символы русской вышивки, зеркало, корзина с необходимыми материалами для практической работы на каждого ребенка, накрахмаленный рушник 10 х 25 см, карандаш черный и красный.
Ход занятия
Дети входят под пение песни «Радуйся», приветствуют гостей.
Воспитатель обращается к детям :
«Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. Я ее без вас не стала открывать. Вы хотите узнать, что там лежит?» (Открывает посылку, вынимает клубок ниток и письмо).
«Ребята, письмо!» Давайте прочитаем от кого же оно и что это за клубочек? Читает:
«Дорогие дети! Я узнала, что вы очень любите свой родной край, Кубань. Стараетесь, как можно больше узнать о том, как жили ваши дедушки и бабушки (казаки и казачки, чем они занимались. И сами вы уже многое умеете делать своими руками, даже вышивать учитесь, поэтому я и приготовила вам сюрприз. Жду вас к себе в гости. А чтобы вы не заблудились,посылаю вам волшебный клубочек, он покажет вам дорогу к моему дому.
Марья- искусница.
Воспитатель: Ну что дети, принимаем приглашение. Ребята, дорога нам предстоит дальняя, а кто скажет, что надо делать, чтобы путь не был утомительным и долгим.
Дети: - Можно рассказывать истории, байки веселые.
- Можно петь песни.
Воспитатель: Правильно ребята, казаки, отправляясь в дальний поход, ехали на лошадках и пели песни, они так и называются «походные». Давайте мы с вами запоем песню и тоже отправимся в путь….
Исполняется песня «А в саду дерево цветет…»
Воспитатель: Вот наконец-то и домик на опушке. Подойдем поближе, постучимся (стучат).
Выходит «Марья- искусница», дети здороваются с ней она отвечает: «Добро пожаловать гости дорогие, давненько вас поджидаю! Милости прошу в гости, в мою светелку.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему эта комната так называется.
Дети: Она самая светлая, самая красивая.
М. И. - Нашу светелку освещают электрические люстры, а кто скажет, как освещалась хата в давние времена.
Дети: Лучиной, свечами, лампами и т. д.
М. И. - Скажите, а зачем нужен был хороший свет?
Дети: Чтобы девушки могли рукодельничать.
М. И. - А кто знает, какие предметы нужны для рукоделия?
Дети: Прялка, веретено, спицы, иглы, пяльцы, нитки и т. д.
М. И. - А как вы думаете, что хранится в этом красивом сундуке. Этот сундук не простой, он открывается, тогда, когда вы вспоминаете пословицы, поговорки о труде, рукоделии.
Дети вспоминают и называю пословицы и поговорки.
1. - Без терпенья нет уменья.
2. Без топора – не плотник, без иглы не портной.
3. Без труда ничего не дается.
4. Терпение и труд все перетрут.
5. Ремесло шить, есть не просит, а само кормит.
6. Не игла шьет, а руки.
7. Каков мастер, такова и работа.
8. Не будет скуки, если заняты руки.
9. Какие труды, такие и плоды.
10. Хорошего мастера по рукам видно.
11. Не учись безделью, учись рукоделью.
12. Кто умеет золотом шить, не пойдет молотком бить.
13. Куда иголка, туда и нитка.
Сундук открывается, и дети рассматривают вышитые изделия.
М. И. Вот салфеточки, вот рушник, а вот рубаха вышитая…. Посмотрите дети как красиво! А как вы думаете, почему на рубашке узоры вышиты по вороту, рукавах, понизу?
Дети: В старину вещи не только для красоты вышивались. Люди верили, что вышивка оберегает человека от болезней, беды, старались защитить самые важные части тела, которые часто болят, это горло, руки, грудь.
М. И. Правильно, ребята. По народному поверию вышивка делала костюм, но и оберегала его от зла и беды, она так и называется «оберег». Вышитыми изделиями украшали дома, на стол стелили скатерки, кровать застилали простыней с нарядным краем или подзором, красивыми рушниками украшали стены, окно, божницу.
Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и красивое жениху в знак согласия невесты и ее родителей на брак.
М. И. Понятие «Писать» в древности означало «украшать»,
«изображать». Чернила заменяла нить, а бумагу – холст. «Строчить письмо» значило вышивать один за другим символические знаки. На Кубани вышивали нитями красного и черного цвета. Как вы думаете, почему?
Дети: Красный цвет – это цвет огня, солнца. Без солнца не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Черный цвет – это цвет Земли. Земля – это наш дом. Земля нас кормит, дает людям хлеб, овощи, фрукты. Люди с уважением относятся к земле, и называют ее «матушкой».
М. И. - Правильно. На вышивках использовался специальный знак «мать - сыра земля», а Солнце изображали кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми или косыми крестами, кругом с крестом внутри.
А теперь потрогайте вышивку пальчиком – какая она? Гладкая? Нет, не гладкая, выпуклая. Если присмотреться, то вы увидите узоры, состоящие из крестиков. Этот способ вышивания называется – вышивка крестиком, а сам крест это знак солнца. А вы еще знаете, какие-нибудь узоры, которые использовались в старинной вышивке? Знаете? Давайте проверим. У меня есть чудесный мешочек, вот какой красивый, показывает детям, в нем лежат карточки с символами вышивки. Сейчас вы будете по очереди вынимать карточки и называть какой это знак.
Проводится игра «Чудесный мешочек»
М. И. - Дети вы обратили внимание, как часто повторялся знак Солнца, потому, что люди очень любят солнце. Издавна все доброе и хорошее сравнивают с солнцем. Мама ласково называет своего ребенка «солнышком».
Знаете, ребята, в каждом из нас живет маленькое солнышко. Давайте мы, сейчас подарим друг другу теплые лучики доброты. Становитесь в круг, возьмитесь за руки и посмотрите друг на друга ласково, улыбнитесь так, чтобы каждый почувствовал, как ему становится хорошо. А теперь скажите друг другу и всему живому на земле «Мир вам и солнце»
М. И. – Молодцы дети, вы настоящие волшебники. Мне стало очень тепло и хорошо. Продолжим дальше.
Иногда на вышивках изображали солнце, которое разъезжает по небу на крылатых конях в образе девушки, на голове которой солнечный диск. И есть у солнца две вечно юные сестры – заря утренняя и заря вечерняя. По легенде солнце живет в золотом дворце, а в саду растут золотые и серебряные деревья (показ).
Солнце изображали в виде чудесной птицы – павы, или жар птицы, и когда она летит над землей, то она роняет на землю перья-лучи (показ).
М. И. Молодцы дети порадовали вы меня. Пора и мне свой сюрприз преподнести, приготовила я для вас вот такие рушники. Знаете что такое «рушник». Правильно, полотенце. Оно человека всю жизнь сопровождает от рождения до смерти. В старину рушники вышивали узорами и дарили самым близким людям на счастье. А вы бы хотели подарить рушники своим родным и близким? Я вам помогу это сделать. (Садятся за столы).
Давайте сначала рассмотрим, как узор на рушнике располагается. Сложим рушник пополам и загладим серединочку. Сравним обе половинки, какой узор на одной половинке, точно такой же и на другой. Как в зеркале отражается. Я даже вам зеркальце приготовила, чтобы сравнить.
Проводится опыт.
Попробуем и мы нанести узоры на свои рушники карандашами. Вышивальщицы тоже сначала наносят рисунок на ткань, а потом вышивают. Все сложили рушники пополам, нашли серединочку. А теперь каждую половинку украсим узором, только не забывайте, какой узор нанесли на одну половинку, точно такой же и на другую.
Дети рисуют узоры. Звучит фонограмма, дети подпевают.
Воспитатель: «Марьюшка, ребята устали сидеть, давай-ка, поиграем с ними пусть отдохнут, подвигаются.
ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Марью-искусницу за гостеприимство и за науку.
Дети благодарят Марьюшку, прощаются с гостями, уходят.
Литература:
1. В. И. Даль. 1000 русских пословиц и поговорок
2. Национальный фонд древнерусской ведической культуры «СВАРОГ»https://сварог-фонд. рф/index.php/o-nas/1416-vse-ob-oberegakh-skhemy-oberezhnoj-vyshivki информация об оберегах
3. Бардадым Виталий «На берегах кубанских» / Краснодар: издательство «Советская Кубань», 2009 год. – 232 с.
4. Горлова Ирина, Манаенков Алексей, Лях Валентина «Культура кубанских станиц. 1794 - 1917. Исторический очерк» / Краснодар: Книжное издательство «Южная звезда» по заказу Краснодарского государственного института культуры, 1993 год. – 130 с. 5.«Государственный Кубанский казачий хор» / Краснодар: издательство «Советская Кубань», 1985 год. – 65 с.
5. Кубанская вышивка
https://bibliofond.ru/view.aspx?id=521273
6. (походная строевая кубанских казаков)
Да в саду дерево цветёт, да казак у поход идёт.
Раз-два, горе не беда, да казак у поход идёт. - 2 раза
Ой, да казак у поход идёт (ь, да за ним девка слёзы льёт (ь).
Раз-два, горе не беда, да за ним девка слёзы льёт. - 2 раза
Эй, да не плачь, девка, не рыдай, да кари очи не стирай.
Раз-два, горе не беда, да кари очи не стирай. - 2 раза
Ой, да тогда, девка, заплачешь, да как у строю побачешь.
Раз-два, горе не беда, да как у строю побачешь. - 2 раза
Да как у строю, у строю, да на вороненьком коню.
Раз-два, горе не беда, да на вороненьком коню. - 2 раза
Да на вороненьком коне, да на казачем на седле.
Раз-два, горе не беда, да на казачем на седле. - 2 раза